Всех, приходивших от еретиков, раскольников и принявших там крещение, св. Церковь считала некрещеными, так как Благодати Св. Духа там нет. Вот что об этом пишет свт. Василий Великий:
«Древним, разумею Киприана и нашего Фирмилиана, рассудилось всех их, и кафаров, и энкратитов, и идропарастатов, подвести под одно определение: потому что, хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе Благодати Святого Духа, так как преподаяние Оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим Благодать Святого Духа, от которой сами отпали. Почему крещеных ими, как крещеных мирянами, когда приходят в Церковь, повелели очищать истинным крещением церковным». («Книга правил», правило 1).
Так, если со всей строгостью подходить к этому, (по догматическому учению Церкви), то всех принявших, хотя и правильный внешний обряд крещения, но не в Церкви, необходимо крестить уже в истинной Церкви. Такой строгий чин называется акривией.
Основная роль Церкви Христовой на земле – это спасение душ человеческих; и ради удобнейшего присоединения к Ней, существует в Церкви и принцип икономии – снисхождения.
Не меняя догматического исповедания (о недействительности Таинств вне Церкви), допускалась в Церкви снисходительная практика. При этом общем догматическом взгляде возможна различная практика, что за всю историю Церкви и было, — в разное время, в разных местах, и при разных обстоятельствах, к разным еретикам и раскольникам снисходили по-разному. Практика менялась: то в одну сторону, то в другую. – В зависимости от того, как это было спасительнее для душ человеческих, на тот момент времени.
Правила внешнего присоединения к церкви решала церковная иерархия, – она их и устанавливала в общем. Но в частности, в каждом конкретном случае, это мог решить священник или епископ, в зависимости от ситуации и обстоятельств. Так как, главное правило во всем этом, как говорит свт. Василий Великий, – это «строгостью правила не положить нам препятствие спасаемым» («Книга правил», пр.1). То есть, главное – это спасение души человека. И какое внешнее действие наиболее содействует спасению души человека, в конкретный момент времени, то так соответственно и поступать. Ибо главное это правильно-проходимая борьба со страстями, которой нет у отступивших от Истины. Поэтому-то человек и присоединяется к Церкви, чтобы скорее начать правильно проходить свою внутреннюю духовную жизнь, в борьбе со своими страстями, – спасительно для души.
И чтобы не решать, не разбирать, в каждом конкретном случае, как совершать внешний обряд, для этого и были введены общие правила. То есть, если была правильно внешне совершена форма обряда, то ее не повторяли.
Если приходил человек от еретиков, где над ним было правильно совершено троекратное погружение – то такого принимали в общение через миропомазание. Кто не был погружен – над теми совершали полный обряд крещения. Некоторых принимали только через покаяние и причащение. То есть, практика принятия была различная. Но все без исключения перед крещением или миропомазанием исповедовали свои грехи и отрекались от ереси или раскола.
Тех, которые были крещены в Церкви в младенческом возрасте, но воспитывались у еретиков – помазывали миром, чтобы возобновить дары Благодати. В некоторых случаях были отклонения от этих правил. Общий принцип таков: если на соборе были установлены общие правила, то их и нужно было придерживаться, на тот момент времени. Времена менялись, соответственно и менялись правила присоединения.
Исходя из церковной практики, действующей по принципу икономии, некоторые делают выводы и выводят догматические понятия: где крещение совершается – у каких еретиков, а где оно не совершается; где есть Благодать крещения, а где Ее нет. Но это, конечно, неправильно. Ибо общее положение таково, — только в той церковной организации есть искупительная Благодать, подаваемая в Таинствах, которая принадлежит к истинной Церкви.
Ведь в разное время, в разных местах, при разных обстоятельствах, правила чиноприема, приходящих к Церкви из ереси или раскола, были разные. Неужели в зависимости от времени, места и обстоятельств – меняли догмат?! Принцип икономии, который применяли по отношению к внешнему обряду чиноприема, нельзя применять по отношению к догматам. По вопросам догмы икономии не существует, – сказал св. Марк Эфесский.
Святая Церковь существует на земле единственно ради спасения душ человеческих, и Ее задача – использовать все средства для удобнейшего спасения душ человеческих. С этой целью обряды в Церкви всегда менялись, кроме существенного в таинствах (свт. Феофан Затворник, «Собрание писем», письмо 214).
Принцип икономии, как и принцип акривии, есть средства для удобнейшего спасения душ. Если принцип акривии препятствует, каким-то образом, удобнейшему присоединению душ к «части спасаемых», то применяли принцип икономии, но не потому, что считали таинства тех или иных еретиков благодатными.
Это видно, например, из рассуждений свт. Василия о еретиках энкратитах: «Следует нам отметать их крещение, и если кто принял от них крещение, когда приходит он в Церковь, крестить его. Впрочем, если будет это препятствием общему благоустройству, то опять должно держаться обычая и следовать отцам, благоустроившим, что нужно было для нас. Ибо, опасаюсь, чтобы, желая удержать их от поспешности в крещении, строгостью правила не положить нам препятствие спасаемым. Но во всяком случае да будет постановлено, чтобы приходящие к Церкви из крещенных ими были помазываемы верными и потом приступали к Таинствам». («Книга правил», пр.1).
Здесь свт. Василий Великий говорит о том, что энкратитов надо крестить, но «если будет это препятствием общему благоустройству», то миропомазывать. Вот он! – принцип икономии, а не признание крещенской Благодати в еретическом сообществе.
А так же основная мысль, при чиноприеме из раскола или ереси, у свт.Василия Великого есть та, «чтобы… строгостью правила не положить нам препятствие спасаемым». То есть, главное – это спасение душ, а чиноприем – это средство. Поэтому, по мысли свт.Василия, и может изменяться чиноприем, вплоть до самого простого – через покаяние. Ибо главное, – лишь бы присоединить человека к Церкви, т.е. к церковной организации, общине, группе людей, к двум-трем человекам или одному, то есть к тем, у кого есть правильно-проходимая борьба со страстями, внутренняяя духовная жизнь.
Ибо спасение в Церкви, в дальнейшем, должно совершаться, для присоединившихся, через правильно-проходимую борьбу со страстями, ибо в ереси или расколе этого нет, так как там духовная прелесть. Это главное в Церкви – правильно проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание верных душевных чувств, приобретение истинных плодов духа. Так как от этого и зависит спасение души человека. Этому духовные наставники, в истинной Церкви, и должны научать. Это и является причиной икономии в чиноприеме, при присоединении из раскола или ереси.
Принимая некоторых еретиков и раскольников без крещения, истинная Церковь продолжала только себя считать Церковью Христовой, обладательницей благодатных даров Св. Духа, и нисколько не думала объявлять еретиков, имеющими спасительную Благодать.
При присоединении человека к лону истинной Церкви, внешний обряд крещения, совершенный вне Церкви, при действии Благодати Святого Духа, может обратиться в Благодатное таинство. Поэтому-то и не повторяют, внешне, правильно совершенный обряд, но не потому, что признают его действительным таинством.
Все пришедшие от еретиков, через какой бы обряд их не принимали в Церковь, будь то через миропомазание, или только через покаяние и причастие, получали спасительную Благодать впервые; кроме тех, кто был до впадения в ересь крещен в истинной Церкви.