Аноним: В чем состоит, в духе, суть обмана спасения у протестантов?
О.Серафим: Беда всех протестантствующих в том и состоит, что они входят в состояние иллюзии спасения. И через это попадают в самообольщение.
Не избавившись от власти духа самости и гордыни над собой, получивши приятные ощущения, начинают за ними гоняться, воспринимая их за действия Божией благодати. Но не видят того, что это просто душевное сладострастие, которое они, по самомнению и духу самоувернности, воспринимают за Божию благодать. В этом и состоит их обман самих себя и самообольщение.
Самость ощущает себя достойной спасения, – это и есть причина самообольщения. Отсюда рождается дух самодовольства, ощущение своей правильности и праведности, в основании которых и лежит дух самоутвержения, дух самости и гордыни. На этом состоянии духа и ощущениях и основывается духовная прелесть и самообольщение.
В этом настрое духа отсутствует нищета духа (Матф.5:3), отсутствует дух сокрушенный и смиренный, чувство своего недостоинства перед Богом. По этой причине приятные ощущения, происходящие от душевного сладострастия и демонического воздействия, воспринимаются за действия Божией благодати.
То есть, они не видят реальное состояние своего духа, еще не избавившегося практическим путем от духа самости и гордыни, в различных его проявлениях, и не различают действий страстей и этого духа, в приятных и усладительных ощущениях, от действий Божественной благодати. И так как ощущают себя достойными, то по этой причине эти действия душевного сладострастия и демонские воздействия, приносящие усладительные состояния и ощущения в душе, воспринимают за действия Божией благодати. И через это попадаются в бесовское обольщение, совершаемое духами-обольстителями, через посредство приятных чувств и ощущений.
Дух сокрушенный и смиренный считает себя недостойным спасения, по причине того, что он ощущает себя грешником недостойным, еще ничего неначинавшим, и уповающим только на одну милость Божию. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15); «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом» (Ис.66:2).
Смиренный, как раз, и ощущает себя недостойным грешником, еще ничего неначинавшим, уповающим только на одну милость Божию. Ибо спасение подается только тем, которые ощущают себя недостойным его (дух сокрушенный и смиренный). И потому уповают на одну лишь милость Божию (чувство упования на милость Божию, свободное от духа самоуверенности и самонадеянности, через опытное познание своей немощи, в борьбе за добродетель): «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (Дан.3:39).
Самость же считает себя достойной и уже достигшей. Это и есть самомнение, вменение себе своей праведности, которая и подогревает дух самодовольства, или ощущение своей правильности и праведности. Отсюда и происходит утверждение в духе самости и гордыни, то есть дух самоутверждения.
Самость и вменение себе, в чувствах и ощущениях, и являются основанием всякой духовной прелести и самообольщения. Об этом есть в творениях Святых Отцов.
Именно в этом и заключается причина всех наших разногласий.
***
Если протестант уберет понятие, что он уже спасен, то у него исчезнет дух самодовольства и ощущение своей правильности и праведности, которые он ищет через посредство своей деятельности. А если исчезнет этот дух, то выяснится, что он вообще ищет не спасения, а дух самоутверждения, используя всю свою деятельность, как средство, только для возгревания этого духа.
Отсюда и становится ясным, что дух самодовольства и ощущение своей правильности и праведности, питаемое самоутверждение, являются стимулом их религиозной жизнедеятельности. Все остальное это просто слова, внешние формы и деятельность, для подогрева этого настроя души. А если не будет этого стимула, в чувствах и ощущениях, то вся религиозная энергия их исчезнет, и те ощущения, которые они воспринимали за Благодать точно так же исчезнут. - Это просто духовная прелесть и самообольщение.
Поэтому, весь спор с протестантствующими заключается не в знании тех или иных слов, не на уровне умовом, рассудочном, а в чувствах и ощущениях.
Ибо для того, чтобы люди признали неправильность своего понятия, для этого им необходимо признать неверными свои ощущения, в духовной жизни. На это способны немногие. Только те, которые увидят свое духовное состояние, и для которых удовлетворение совести будет выше погони за приятными ощущениями, выше духа самоутверждения. А для этого необходимо самоотвержение, — отвержение духа самости, духа самодовольства и ощущения своей правильности и праведности. И вместо этого, — ощущение себя грешником недостойным, еще ничего не начинавшим, возгревание чувства сокрушенного перед Богом, растворенного чувством упования только на одну милость Божию. Это и является началом духовной жизни.
Дальнейшее же воспитание и возгревание духа сокрушенного и смиренного перед Богом, — ее продолжение.
Но если протестантствующий начнет ощущать свою немощь в борьбе со своими страстями, и приходить в дух сокрушенный и смиренный, ощущая себя недостойным грешником, то у него от этого начнется дух уныния и депрессии. Это и является свидетельством того, что он привык находиться в душевном сладострастии и питать свой дух самости и гордыни. Ибо когда этот дух не будет получать удовлетворения, по причине его сокрушения и смирения, то тогда от этого и начнет находить дух уныния и депрессии. Это является признаком неверной духовной жизни, – самообольщения и духовной прелести.