О.Серафим: Пустым место, в духе у человека, остаться не может. Если там нет спасительных чувств, истинных добродетелей, то их место неизбежно занимают другие чувства – греховные, страстные. Это – духовный закон.
Воспитывая в себе эти греховные, страстные чувства, дух самости и гордыни, мнимый подвижник начинает входить в то ожесточение, при котором у него всё меньше и меньше остается возможности раскаяться, смириться, по настрою своего духа. Чем дальше он заходит в это состояние, тем больше душевное ожесточение и нечувствие погибельности своего духовного состояния.
Последствия такого ожесточения гибельны… Через такой настрой духа, человек начинает входить в общение с падшими духами, демонами. И тогда, внешне, он выглядит как подвижник: всё время молится и постится, творит непрестанно Иисусову молитву, не расстается с чётками, совершает богослужение, несет внешнее воздержание и подвиги. Для поверхностного взгляда, он – святой. А на самом деле, в реальности, этот «святой» – в общении с падшими духами, с бесами! Он в духовной прелести, в самообмане и самообольщении! – Вот она ловушка, сеть бесовская! Далее, со временем, такой человек может даже начать творить чудеса, исцелять, и прочие сверхестественные способности являть. Но там, – не Божия сила действует! Там не Божия Благодать чудотворит, а сила бесовская!
«Некоторый Египетский инок в начале IV века сделался жертвою ужаснейшей бесовской прелести… Вспомоществуемый демоном, инок достиг столь бедственного преуспеяния, что становился босыми ногами на раскаленные угли, и, стоя на них, прочитывал всю молитву Господню Отче наш.
Разумеется, люди, не имевшие духовного рассуждения, видели в этом действии чудо Божие, необыкновенную святость инока, силу молитвы Господней, и прославляли инока похвалами, развивая в нем гордость и способствуя ему губить себя. Ни чуда Божия, ни святости инока тут не было; сила молитвы Господней тут не действовала, тут действовал сатана, основываясь на самообольщении человека, на ложно направленном произволении его, тут действовала бесовская прелесть…
Несчастный инок полагал, что он стоит на раскаленных углях босыми ногами по действию молитвы Господней, за чистоту и высоту своей подвижнической жизни, а он стоял на них по действию бесовскому. Точно таким образом самообольщение и бесовская прелесть прикрываются иногда как бы действием молитвы Иисусовой, а неведение приписывает действию этой святейшей молитвы то, что должно приписывать совокупному действию сатаны и человека; человека, предавшегося руководству сатаны» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «О молитве Иисусовой вообще»).
А так же: «Сказывали о некотором брате, что он жил отшельником в пустыне, и в течении многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему для посещения отец его по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собою топор, с намерением на обратном пути набрать для себя небольшое количество дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну и сказал ему: вот диавол идет к тебе, в подобии отца твоего, с целью убить тебя: у него и топор с собою. Ты предупреди его, вырви топор у него и убей его. Отец пришел по обычаю, а сын, схватив топор его, нанес ему удар и убил его. Немедленно напал нечистый дух на отшельника и удавил его.
Многие из прельщенных бесами совершили ужаснейшие преступления, особенно убийства и самоубийства. Явной бесовской прелести подвергались и подвергаются наиболее отшельники и затворники» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.158).
«Замечено, что миряне и самые монахи, неимеющие духовного рассуждения, почти всегда увлекаются обманщиками, лицемерами и находящимися в бесовской прелести, признают их за святых и благодатных» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.11).
Поэтому, жизненно необходимо всегда помнить о главной цели в христианском делании. Иначе, зайдешь в состояние духовной прелести и самообольщения, и неизбежно станешь лицемером, неизбежно станешь фарисеем, законником. А по слову Евангельскому, мы должны знать, что Господь строго осудит лицемеров, что загробная участь их наравне с убийцами, блудниками, чародеями, идолослужителями. Лицемерные «праведники» Царства Небесного не наследуют (Мф.5:20). Все лицемеры окажутся в вечной погибели: «и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:51). Участь всех лжецов «в озере, горящем огнем и серой» (Откр.21:8); «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… Как убежите вы от осуждения в геенну?» (Матфея 23:23,33).
Нужно убояться того, чтобы не воспитать в себе лицемерное благочестие, а озаботиться воспитанием правильного настроя души в себе, верного настроя духа, добродетельных чувств: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). А если этого не будет, то что из того, что ты назывался христианином, трижды православным, катакомбным, истинным, истиннейшим из истинных?! Всё это ничего не значит! Можно жить как угодно строго по-христиански, по древним обычаям, одеваться и жить по самым строгим правилам и уставам, поститься, сидя на одном хлебе и воде, спать на голой земле, вычитывать все службы, все самые строгие уставы исполнять. – Ну что ж, да, ты всё это делал… Но дух-то, какой ты в себе воспитал? – Ты воспитал из себя обрядовера, фарисея, лицемера! Истинных плодов духа не воспитал, а приобрёл самомнение и самоцен, дух самости и гордыни, тщеславия и превозношения, а отсюда – ожесточение души. Горе тебе, бедному и несчастному, вечное горе!
Фарисейство – это и есть лицемерная внешняя праведность:«Зараженный недугом фарисейства лишается преуспеяния духовного. Жесткая почва его сердечной нивы, не приносит жатвы: для духовного плодоносия необходимо сердце, возделанное покаянием, смягченное, увлажненное умилением и слезами… Но вред, происходящий от фарисейства, не ограничивается бесплодием души: смертоносная зараза фарисейством по большой части сопряжена с последствиями самыми гибельными. Фарисейство не только соделывает бесплодными для человека добрые дела его, но направляет их во зло душе его, к его осуждению перед Богом» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»). Вот такие добрые дела современного фарисейства, которые являются лицемерной праведностью, и прославляет мир.
«Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душою: то плоды его – ужасны. Нет беззакония перед которым бы оно содрогнулось, на которое бы не решилось. Фарисеи осмелились похулить Святого Духа. Фарисеи осмелились назвать Сына Божия беснующимся. Фарисеи позволили себе утверждать, что вочеловечившийся Бог, пришедший на землю Спаситель, опасен для общественного благосостояния; для гражданского быта иудеев. И для чего все эти переплетенные вымыслы? Для того, чтобы под прикрытием наружной справедливости, под личиною охранения народности, законов, религии, насытить ненасытимую злобу свою кровью, принести кровь в жертву зависти и тщеславию, чтобы совершить Богоубийство. Фарисейство – страшный яд; фарисейство – ужасный душевный недуг» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
Христиане, которые только по названию таковы, которые не живут правильною внутреннею духовною жизнью, не ведут борьбы со своими страстями, легко обманываются, обольщаются и улавливаются вот такими вот мнимыми подвижниками, вот такими бесовскими прелестниками, лицемерными праведниками, фарисеями, по настрою своего духа. Причина этого состоит в том, что они находятся примерно в одинаковом духе. Для таких поверхностных христиан достаточно того, что свечки горят, молитвы правильные читаются, четки и иконы есть, внешнее подвижничество и праведность есть, – внешне всё, как бы, правильно, всё есть. А нужно же смотреть на суть, – какого духа этот подвижник, который это всё творит, какой настрой духа он носит в себе. Естественно, для того, чтобы это определить, нужно самому воспитывать правильный дух, тогда и сможешь различить. А когда сам в таком же духе, то как определить? – Увы, никак… Желающему, остается только припадать к Богу со слезами, в ощущении своей немощи и беспомощности, прося у Него вразумления и помощи. И кто алкая и жаждая истины и правды Божией, в духе сокрушенном и смиренном будет просить Бога о вразумлении, тому Бог откроет, того просветит и вразумит.
В наше время жизнь христианская практически исчезла, её нет. Ибо жизнь христианская – это жизнь в духе, это есть жизнь духа, жизнь, которая направлена на приобретение плодов духа, истинных добродетелей. Христос об истинном христианстве сказал так: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63).Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о том, что такое христианство, православие: «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною… Где нет Духа, там нет Православия» (Поучение в неделю Торжества Православия). Вот что такое истинное христианство, православие!
Что значит иметь Дух? Это значит стяжать благодать Божию, которая привлекается в душу через посредство воспитания добродетельных душевных чувств: смирения, кротости, незлобия, воздержания, душевного мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, сострадательной любви, безропотной покорности перед промыслом Божиим, душевной простоты, любви к правде и истине. – Вот они, плоды Духа! Вот это называется христианством, православием! А если этого в чувствах нет, то запомните, – нет христианства, нет православия. А вместо этого есть обрядоверие, фарисейство, законничество, лицемерие, мнимое подвижничество, ложный аскетизм. Это – неизбежно. Это – духовный закон.
Если посмотреть на всю историю жизни церкви и христианства, то можно увидеть, как изменялась внешняя церковная жизнь: обряды, каноны, правила, законы церковные. Но есть то, что никогда не менялось, то основание, которое было у истинных христиан всех веков, времён и народов. – Это верный настрой духа, истинные добродетели, удовлетворение совести и чистота чувств, и вытекающее из этого верного настроя духа правое исповедание веры, на текущий момент времени, жизни Церкви на земле. Это было и оставалось всегда. Это требовалось и от подвижника, живущего в пустыни, и от простого мирянина, от священника и от монаха, от епископа и от патриарха. Убери это основание, и что останется? – Внешняя форма, оболочка, одна декорация. Дьявол это и делает, и уже успешно совершил, на сегодняшний момент времени. Он всё делает для того, чтобы люди перестали стремиться к приобретению истинных добродетелей, к удовлетворению своей совести и воспитанию добродетельных душевных чувств, чтобы люди перестали этого искать, в своей личной жизни, каждый день. Он всё делает для того, чтобы от христианства осталось лишь одно название и декорация, ложные праведники и фарисеи; в церковной жизни законничество, — тупое, не к месту, не ко времени, применяющее букву закона; чтобы осталось мнимое подвижничество и ложный аскетизм. Одним словом, – лицемерие, которое начинается там, где кончается правильно-проходимая борьба со страстями, где нет истинных добродетелей. Лицемерие – это и есть внешняя праведность, подвижничество, аскетизм, соблюдение закона, совершаемые на основании духа самости и гордыни. Оно использует всю эту внешнюю праведность и благочестие, как средство для самоутверждения, – для утверждения в духе самости, для ощущения своей правильности и праведности.
В наше время, на основании этого духа и ложном аскетизме, уже образовалось монашество, епископат и священство, которые находятся в духе антихристовом, содействуют воспитанию этого духа в других и приведению всего мира к антихристу.
Лицемерие – это и есть характерная черта человеческого общества последних времен, и христианства, утратившего дух Христов, истинные добродетели. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). «Убойся лицемерства, во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).
Более ста пятидесяти лет назад святитель Игнатий Брянчанинов, повторяя следом за свт.Тихоном Задонским,писал: «Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его» (т.7, «Письма к разным лицам», п.50). Ныне же от христианства, можно сказать, осталась лишь личина, оболочка. И людям предлагают эту оболочку под видом истинного христианства, православия: Вы хотите быть православными? Соблюдайте эту оболочку, воспримите её, и будете называться христианами, православными, истинными и т. д. и т. п…
Видите, что произошло? – Подмена. Святые Отцы говорили, что на последние времена иссякнет христианство, что люди будут ходить искать истинных христиан, искать истинную веру, истинное слово Божие, и не находить. «Всякое лицо проливает слезы, и с сильным желанием спрашивает: «есть ли где на земле слово Божие»? и слышит в ответ: «нигде»» (преп.Ефрем Сирин, т.2, гл.38, «Слово на пришествие антихриста»). Свт. Феофан Затворник, в 70-х годах 19-го столетия, писал: «Память о детстве и духе родителей еще держит (детей) в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, может, через два, иссякнет наше Православие» («Письма о христианской жизни», 1880. С. 70-71).
«Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен… будет так обширно, что за «умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12). Это значит: греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).
«Святой Дух, взирая на сынов человеческих, ища достойного сосуда в этом сонме именующих себя образованными, просвещенными, православными, произносит о них горестный приговор: «нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного…» (Рим.3:11-18).Вот причины, по которым Дух Божий чуждается нас, между тем как Он – истинное достояние истинных христиан» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.43, «Размышление при захождении солнца»).
Почему так? – Потому что, отсутствует жизнь в Духе. А ее не заменишь никакой внешней обрядовостью, никакой внешней суровостью жизни, подвигами, соблюдением закона. А сейчас именно это и произошло, – христианство, которое «суть дух и жизнь» (Иоан.6:63), подменили. Жизнь в Духе подменили на мнимое подвижничество, на лицемерное благочестие, на фарисейскую праведность. Св.Отцы говорили об этой подмене под конец времен, о том, что «грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»).
То же самое происходит и сейчас, в наше время, – люди не видят того, «что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила». – По причине своей духовной слепоты, исходящей из лицемерной фарисейской праведности, «человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»).
«Я пришел во имя Отца Моего, – говорит Господь, – и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43).
К кому обращался Господь? – К фарисеям, законникам, обрядоверам, к внешним праведникам, лицемерам, из среды которых, впоследствии, вышел и образовался новозаветный талмудический иудаизм. К тем, которые Его, впоследствии, распяли. А так же и к будущим новозаветным фарисеям, которые, под конец времен, соединившись с новозаветным талмудическим иудаизмом, примут «иного», пришедшего «во имя свое», – антихриста. «Отступление нового Израиля (христианства, православия) от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: «доколе не придет прежде отступление», а потом, как последствие и плод отступления, «откроется человек греха, сын погибели» (2Сол.2:3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).
Это пророчество совершенно логически вытекает из того духовного состояния, в которое всё более и более погружается современное общество. Это может увидеть любой человек, не вставший на путь сжигания своей совести, и сделать соответствующие выводы.
Под конец времен, люди всё больше и больше будут погружаться в нечестие, в людях всё более будут возрастать грехи, страсти, которые перечисляет апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3: 1-4). И сейчас, все это уже есть.
И вот, в наше время, люди, одержимые вот такими вот страстями, обращаются к Богу. И их научают, прежде всего, внешнему деланию, а не внутреннему. И начинает такой человек, не борясь с главнейшими своими страстями, подвизаться, обращая свое внимание на внешнее подвизание, думая, что через это он станет подобным древним святым и подвижникам. И к своей и так непомерной гордыне добавляет утверждение в духе самости и гордыни, от приобретаемого, в его «подвижничестве», ощущения своей праведности и правильности. «Телесный подвиг, как бы он ни был велик, не может сам собой открыть внутренних уз и внутреннего бедствия: для этого необходим подвиг душевный. Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.«Слово о различных состояниях естества человеческого…», п.4). И вот так, постепенно, образуется современный фарисей, законник, лицемер.
«Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношение к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума. Хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
«Фарисей, будучи чужд Бога, имеет нужду казаться перед людьми служителем Бога; будучи исполнен всех беззаконий имеет нужду казаться перед людьми добродетельным; стремясь удовлетворить своим страстям, он имеет нужду доставить поступкам своим благовидность. Для фарисея необходима личина. Отнюдь не желая быть истинно благочестивым и добродетельным только желая считаться между людьми за такого, фарисей облекается в лицемерие… Фарисей, заботящийся казаться праведным пред человеками, по душе будучи чадо сатаны, уловляет из Закона Божия некоторые черты; украшает себя ими, чтобы неопытный глаз не узнал в нем врага Божия и, вверившись ему, как другу Божию, соделался его жертвою» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
Выходит, что если под конец времен большинство будет вот таких вот, то из их среды и выйдут наиболее выдающиеся лицемеры. «Убойся этого лицемерства, – поучает святитель Игнатий, – убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом – в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение… Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» (т.6. «Отечник», Заключение).
«В характере времени», – это значит, что всё общество им заражено. И современные христиане, православные, монашествующие, епископат и священство, точно так же этим заражены. Убойся лицемерия! Не подвизайся напоказ, не становись законником только ради буквы закона, не делайся внешним праведником, фарисеем, ради внешней праведности, чтобы казаться таковым перед людьми и самим собой, удаляйся от духа современного общества, заражённого лицемерием! Ибо, как говорит святитель, лицемерие способно заразить каждого. Это то, что сейчас и происходит.
Дух фарисейского лицемерия, уже сам по себе, есть дух антихристов. Антихрист придет, выдавая себя за великого праведника, за бога. Это будет, по сути, самый выдающийся лицемер и обманщик, всех времён и народов.
И все его спокойно воспримут, никто его не отвергнет. Почему так произойдет? Потому что большинство будет такого же духа. Нельзя думать, что распознать антихриста будет очень легко. Наивно думать, что мы сразу же узнаем его, отвергнем его печать и убежим в лес. Если человек будет такого же духа, как пришедший антихрист, то он не узнает его, он примет его, как естественное следствие своего духа. «Кто принял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»).
Как видите, кто «не принял внутри себя Царства Божия», – не приобрел плодов духа истинных добродетелей, не воспитал в себе добродетельные душевные чувства, не положил в основание своего подвизания дух сокрушенный и смиренный перед Богом, – «тот не узнает антихриста». И даже более того, он «непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем».
Чтобы убояться лицемерства, нужно всегда помнить о том, кто распял Христа, совершив богоубийство. Это были не бандиты, разбойники, а это были внешние «праведники», которые весь закон соблюдали, молились, постились… Одного они не имели, но самого важного, – истиной добродетели, истинных плодов духа, – любви к правде и истине, опытного познания своей немощи, в борьбе со страстями, сокрушенного и смиренного духа перед Богом, милостивой и сострадательной души. Но вместо жизни в духе, они воспитали в себе ложную внешнюю праведность, основанную на духе самости и гордыни. Они воспитали в себе законничество, применяемое ни к месту, ни ко времени; не учитывающее и не берущее во внимание ни эпоху, ни времена, ни жизненные обстоятельства.
«Величайшее злодеяние на земле совершено фарисеями. Всегда были они верны, и доселе они верны своему адскому призванию. Они – главные враги и гонители истинной, христианской добродетели и благочестия, не останавливающиеся ни перед каким средством, ни перед каким преступлением. Против них гремит определение Господа: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Матф.23:33-36). Совершились слова Господа, и доселе совершаются: зараженные закваскою фарисейскою доселе в непримиримой вражде с истинными учениками Иисуса, гонят их, то явно, то прикрываясь клеветою и соблазном; жадно, неутомимо ищут крови их» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
Надо всегда помнить, что если исчезает главная цель, и если дела делаются ради самих дел, – то тогда возгревается дух самодовольства, ощущение своей правильности и праведности, ищется дух самоутверждения. И если в основание твоей внешней праведности и благочестия, твоего подвижничества и аскетизма, заложены самомнение и самоцен, дух самости и гордыни, то из тебя неизбежно воспитается фарисей, – лицемерный, внешний праведник. Характерный настрой души этого лицемерного праведника, – это дух самоутверждения, дух довольства собой, внутреннее ощущение своей правильности и праведности, которое ищется через посредство всего, что им предпринимается, под благовидными предлогами служения Богу, спасения души.
При этом, он может помышлять в себе так: «Я живу по правильному, ничего не нарушаю! Я и пощусь, и молюсь, и десятину отдаю, и милостыню подаю, и прочее всё исполняю, что подобает истинно-верующему… Всё, что необходимо для спасения, я делаю!». Вот так и фарисей в притче говорил (Лук.18:1-14), стремясь к ощущению своей правильности и праведности, и на этом в духе самоутверждался.
Но я, – скажет кто-то, – такого не говорю, и так не думаю о себе, как тот фарисей из притчи! Ну так и необязательно это говорить! Ведь суть же не в том, чтобы что-то сказать или нет. Главное! – что чувствует, ощущает человек, каков внутренний настрой его духа! Ведь фарисей тем и характерен, что он внешне может выглядеть во всем праведным и правильным, в том числе и для самого себя, а внутри иметь совсем не те душевные чувства, не тот настрой духа.
Посмотрите каждый на себя, на свою жизнь и подумайте, нет ли у вас такого настроя духа и надежды на то, что вы молитесь перед едой и после еды, как подобает верующему человеку; что вы вычитываете утренние и вечерние молитвы, псалтирь или четки, службу исполняете; поститесь, милостыню подаете, и прочие добрые дела творите. Что вы порядочный человек, который живет нормально, и ничего плохого людям не делает, и не нарушает общественных законов. Что вы принадлежите к правильной церковной организации (как вы считаете). Нет ли у вас надежды на всё на это? Нет ли у вас от делания всего этого, от такой внешне-добропорядочной вашей жизни, – духа довольства собой, внутреннего ощущения своей правильности и праведности, духа самоутверждения? Если такой дух в вас живёт, то хотя бы вы и не говорили внешних слов, подобно фарисею из притчи, но у вас тот же самый дух, как и у него. Это и есть дух лицемерия.
А что по поводу этого сказал Христос? – «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). Это слова самого Господа! По-другому, проще, можно сказать так: если у вас не будет плодов духа истинных добродетелей; если ваша внешняя праведность и добропорядочность будут основываться на духе самости и гордыни, на внутреннем ощущении своей правильности и праведности; если в основание вашей праведности не будет заложен дух сокрушенный и смиренный перед Богом, чувство своего недостоинства, то вы не войдете в Царство Небесное.
В наши времена, сплошь и рядом, мы видим «правильных» христиан, внешних праведников. Но если мы хотим увидеть сущность такого «праведника», то достаточно посмотреть на его настрой духа, когда в его личной жизни на него находит искушение, или когда с ним приключается скорбь. – Тогда из этого «праведника» изливается дух раздражения или возмущения, гнева или злобы, недовольства или обиды, неприязни или уныния, депрессии. Или же он преодолевает искушения на основании духа самости и гордыни, на основании своей правильности и праведности, и через посредство этого в духе самоутверждаясь. Таково духовное состояние современных верующих, живущих по своим страстям, не борющихся с ними, и соблюдающих какие-либо внешние предписания закона, обрядов, традиций. Вот он вам и современный лицемер. Сейчас, в основном, только такие христиане и воспитываются. И православие, христианство воспринимается как обряд, традиция, сумма законов.
Вот почему я со своей стороны выступаю против всего этого современного фарисейства, которое чем дальше, тем больше овладевает современным христианством, православием. Так что уже образовалось антихристово монашество, епископат и священство, которые активно участвуют в приведении всех к антихристу. Видя что происходит, весь этот дух, я не могу ни как согласиться со всем этим, и не хочу идти по такому пути. Этот путь – в погибель! Лицемеры идут в ад, вместе с убийцами, ворами, блудниками, идолослужителями. Участь лицемеров – в озере огненном! Об этом сказал Сам Господь наш Иисус Христос: «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матф.24:50,51). Какой смысл, идти по этому пути, если придешь в геенну огненную?! А некоторые пытаются этот путь сделать пространным, искать в нём какой-то смысл, обманывая самих себя и обманывая других…
Поэтому-то, нужно озаботиться и искать то, что является самым главным в жизни христианской, – добродетельные душевные чувства, правый настрой духа, спасительный, не фарисейский, во всей вашей внешней деятельности.