1. /
  2. Ереси
  3. /
  4. Индуизм и др. восточные...
  5. /
  6. Происхождение и сущность индуизма

Происхождение и сущность индуизма

Индуизм с трудом поддается краткому описанию: он вобрал в себя огромное множество различных обычаев и учений, и внедрился, в свою очередь, во множество других религий, не имеющих, подчас, ничего общего с основами индуизма. На сегодняшний день существует такое множество индуистских сект, что наше описание, конечно же, не будет исчерпывающим.

Самую раннюю стадию развития индуизма, относящуюся ко второму тысячелетию до Р.Х., принято называть «праведическим периодом». О последователях праведического индуистского культа известно немного: это были индусы, жившие в центральной низменности Северной Индии, и дравиды, населявшие южную часть полуострова. Во времена Авраама там уже существовала цивилизация, в общих чертах сходная с раннемесопотамской. Индусы праведического (или «протоведического») периода исповедывали многобожие (политеизм) своего рода протоиндуизм, напоминавший некоторые ранние виды колдовства. С особым почтением они поклонялись богине-Матери и рогатому божеству, сидящему, наподобие йога, в позе «лотоса». Древние индусы приносили жертвы различным богам, но храмов еще не строили.

Ведический период начинается приблизительно с 1500 г. до Р.Х., когда народы Центральной Азии (арии) вторглись в Северную Индию и стали постепенно продвигаться на юг. Светлокожие победители навязали индусам свою цивилизацию и религию, основанную на «Ведах». Ведическая религия весьма отличается от религии дравидов: арии поклонялись, скорее, силам природы, и не изображениям идолов. Важнейшими их богами были: Индра, Бог космоса и звезд; Варуна, бог неба; и Агни, бог огня. Ведическая религия охватывала множество других, более мелких божеств, одним из которых был Сома, бог наркотического растения.

Арии разработали сложную систему жертвоприношений, что позднее привело к образованию касты жрецов (браминов). Арии заимствовали и многих дравидических богов, а также некоторые религиозные представления дравидов. Результатом такой ассимиляции явилась необычайно сложная иерархия многочисленных богов, многие из которых «дублируют» друг друга.

За ведическим периодом, около 600 г. до Р.Х., последовал период «Упанишад». В эту эпоху индуизм начал разделяться на два основных течения: народную, массовую религию, и пропитанную философией религию образованных слоев общества. В «Упанишадах», священных книгах, религия «Вед» истолковывается заново и сводится к единому принципу абсолютной, универсальной души. Главное положение этой пантеистической системы в том, что вселенная есть бог, и бог есть вселенная. Безличная, универсальная, всеобъемлющая душа носит название Брахман (или Браман); поэтому течение индуизма, основанное на «Упанишадах», называют брахманизмом.

В период «Упанишад» индуистская концепция спасения существенно изменилась: есть раньше главный упор делался на выполнении обязательств перед божествами, то теперь подчеркивалась необходимость устранения, бегства от жизни. Выработался весьма пессимистический взгляд на земное бытие; возникли учения о карме и самсаре.

Учение о карме — нравственный закон о нерушимой причинно-следственной связи между делами человека и его будущей жизнью. Согласно этому закону «поступков», человек приобретает хорошую или плохую карму в зависимости от того, как он прожил земную жизнь.

Учение о самсаре — перевоплощений — подразумевает; что жизнь человека есть бесконечной ряд перевоплощений, рождений заново в различных образах. Все живое участвует в этом нескончаемом маскараде жизни, и от того, какую «карму» заслужило живое существо в своих предыдущих воплощениях, зависит форма его будущего существования. Спасение — бегство из потока перевоплощений — достигается философскими размышлениями над изречениями мудрецов и медитацией (самососердоточенностью и самосозерцанием). Устранение, освобождение от вечно вращающегося «колеса жизни» (мокша, или мукти) приходит, когда индивидуальная душа (атман) сливается с Брахманом, душой вселенной.

Между тем индуизм, усложненный и философский в теории, стал настолько коррумпированным, приспособленческим на практике, что в нем стали возникать реформистские внутренние течения. Два из них (буддизм и джайнизм) очень широко распространились и стали самостоятельными религиями. Многие индуисты вернулись к поклонению единому высшему божеству. Это не значит, конечно, что индуизм пришел к единобожию — политеизм в Индии никогда не исчезал полностью, и единое божество, Брахман, оказалось представленным индуистской «троицей», тремя основными богами: Брамой (мужским воплощением «Брахмана»), затем Вишну (Хранителем) и Шивой (Разрушителем).

Многие индуисты (их называют вишнуитами) поклоняются исключительно Вишну и его 10 воплощениям — аватарам, в девяти из которых Вишну уже сходил в этот мир, чтобы спасти от неминуемой гибели. Эти аватары таковы: 1) Матсья (рыба); 2) Курма (черепаха); 3) Вараха (вепрь); 4) Марасинха (человек-лев); 5) Вамана (карлик); 6) Нарашурама (Рама с топором); 7) Рама; 8) Кришна; 9) Будда; 10) Калки (белый конь) — мессианистское воплощение Вишну, в котором он явится в конце калиюги — современного исторического периода.

Седьмое и восьмое воплощения — Рама и Кришна — главные аватары, которым поклоняются больше, чем самому Вишну.

Другие индуисты, шиваиты, поклоняются богу Шиве и его жене, которая в различных воплощениях носит имена Дурга, Кали, Парвати, Деви и пр. Многие ее воплощения, в особенности Кали, жестоки и кровожадны. Некоторые поклонники Кали, в частности члены секты Шакти, практикуют и одобряют такие безнравственные обычаи, как храмовая проституция.

В христианскую эпоху философия индуизма вступила в новый, ведантический * период. Веданта — индуистская философская книга, основанная на более ранних «Упанишадах», учит, что человек нуждается в освобождении. Личность человека проходит через стадии стремления к наслаждениям и стремления к мирскому успеху. Если личность достигает зрелости, она обращается к идее самоотречения и нравственного долга (дхармы). Но более глубокая, основная необходимость — сознает тот человек или нет — есть освобождение (мокша).

Мокша достигается, когда личность доводит до бесконечного совершенства свое бытие (сат), сознание и ясность мысли (чит) и блаженство (ананда). Так как Брахман — безличная, абсолютная душа, есть бесконечное бытие, сознание и блаженство, единственный путь достижения «мокши» для человека — осознать, что его скрытое внутреннее «я» (атман) есть ни что иное, как Брахман. Чтобы описать этот процесс освобождения личности через слияние с Брахманом, индуисты пользуются традиционной формулой: «ты есть сие» (тат твам аси). Таким образом, индуистское спасение достигается отделением от своего смертного «я» и слиянием со вселенной. Тогда личность погружается в нирвану, состояние бесконечного бесстрастного покоя.

Известны три основных способа достижения нирваны: (1) Спасение через познание (Джнана-йога) требует изучать изречения мудрецов и священные книги, предаваться медитации, обращая свое сознание вовнутрь, и таким образом осознать идентичность атмана и Брахмана; (2) Спасение через самопожертвование (Бхакти-йога) менее философично и поэтому более популярно; согласно этой доктрине, бог есть нечто более личное — посвятивший себя сам выбирает какой-либо способ служения божеству и надеется таким образом достичь слияния с ним; (3) Чтобы обрести спасение через выполнение обычаев (Карма-йога), человек должен в точности выполнять все ритуалы и церемонии, жертвоприношения, паломничества и другие добрые дела, причем совершенно бескорыстно и только по искреннему внутреннему побуждению. Все эти способы в той или иной степени включают в себя и четвертую доктрину, Раджа-йогу, которая представляет собой технику медитации — контроль над телом, дыханием и мыслями. Основная цель всей Йоги — самадхи — слияние посвятившего себя с Абсолютом.

Индуистская философия рассматривает этот мир, как временную обитель, нечто вроде тренировочного полигона для души; существует бесконечное число галактик и миров, подобных нашему, и все они подчиняются нравственному закону кармы. Вселенная проходит через бесконечно повторяющийся ряд циклов развития, разрушаясь и создаваясь заново.

В конечном счете, по мнению индуистов, этот мир — с его наслаждениями и страданиями, добром и злом — несущественен, обманчив. Все, что окружает нас — «майя», иллюзия; все сводится к некоему абстрактному, нейтральному единству. Зачем же вообще существует мир, вселенная? Это великая игра божества, «лила», космический танец безграничных сил.

В XIX веке среди индуистов вновь возникли реформистские течения. Одно из них, Брахмо Самадж, основал Раммохан Рай, испытавший влияние некоторых положений христианства. Другая группировка, Ария Самадж, призывала к социальным реформам на практике, оставаясь при этом воинственно-индуистской в теории.

Во второй половине прошлого века началось своего рода возрождение индуизма, продолжавшееся и в XX веке. Рамакришна и его ученик Вивекананда основали движение, известное теперь под названием «Миссия Рамакришны» (или «Общество Веданты»). Приверженцы этого течения призывают к объединению всех религий, настаивая, однако, на том, что ведантический индуизм стоит выше других учений и должен играть особую роль при объединении.

Среди других деталей современного индуизма известны имена Рабиндраната Тагора, Махатмы Ганди, и Радха-кришнана. * 

То, о чем мы говорили, есть философский индуизм, как религия народных масс, весьма расходится с философским учением. В народной религии огромное значение имеет кастовая система. Существуют четыре основные индусские касты или «жизненные состояния»: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшья (ремесленники, крестьяне), шудра (батраки, слуги). Самое низкое положение занимают не принадлежащие к кастам «неприкасаемые». Эти «профессионально-общественные группы» подразделяются, в свою очередь, на более чем 3000 специализированных каст.

В народной религии есть и другая важная отличительная черта: поклонение изображениям множества богов. Боги и богини при этом тоже подразделяются с помощью кастовой системы: на вершине иерархии находится индуистская «троица» (Брахма, Вишну и Шива), затем менее значительные ведические боги (такие как Индра и Агни), и так далее, вплоть до богов и духов отдельных селений, полубогов, демонов и гениев. Индуизм народных масс представляет собой в высшей степени идолопоклонническую и политеистическую религию. Народ поклоняется миллионам различных богов в несчетном количестве храмов и «святых мест». Практические религиозные обряды индуистов включают в себя паломничества, запрещение определенных видов пищи, особые позы тела и жестикуляцию, «одержимость» богами, посещение «святых мест» и заботу о них, произнесение священных текстов и заклинаний, фаллические и геометрические символы. Индия полна всякого рода духовными учителями (гуру) и странствующими «святыми» людьми (садху и свами). Фольклор индусов, повествования о делах и приключениях бесчисленных богов, поистине необъятен.

В четвертой части этой книги мы расскажем, как растущему влиянию современного индуизма на страны Запада способствовали такие движения, как «Общество трансцендентальной медитации», «Харе Кришна» и «Новый Век».

Ниже перечислены важнейшие священные книги индуистов. Многие из них часто противоречат одна другой:

«Шрути» (канонические книги откровений)
Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа)
Брахманы
Араньяки
Упанишады
Бхагават-гита (последняя часть «Махабхараты»)

«Шмрити» (полуканонические традиционные тексты)
Сутры
Своды законов
Агамы
Махабхарата
Рамаяна
Дарсаны
Пураны

Оценка индуизма с библейских позиций

(1) Согласно философской теории индуизма, бог есть нечто безличное, абстрактно-универсальное. В соответствии с Библией, Бог есть Личность.

(2) Индуизм, как народная религия, подразумевает существование огромного множества богов и богинь. На практике индуизм представляет собой многобожие и идолопоклонство.

(3) Индуизм, в его массовых проявлениях, требует выполнения многих безнравственных обычаев, порождает предрассудки, страх и поклонение темным силам. Встречаются открытое поклонение злым духам и «одержимость» богами.

(4) Кастовая система несправедлива и жестока. До того, как на индуизм начали влиять идеи христианства, попыток реформировать кастовое устройство общества в Индии почти не было.

(5) Индуистское мировоззрение не распознает греха и нравственной вины. Грех для индуиста — всего лишь иллюзия, как и все остальное; человек в последнем перевоплощении становится богом; следовательно, грех не отчуждает человека от Бога, как этому учит Библия.

(6) Индуизм ставит спасение в зависимость от дел человеческих. Прощение грехов не соответствует идее кармы (закону причинно-следственной связи). Каждая личность проходит множество перевоплощений прежде, чем достигает спасения. Для индуиста спасение — медленный, постепенный процесс продвижения от низшего к высшему.

(7) индуизм отрицает исключительность свойств Христа и отвергает христианское учение о том, что путь к Богу лежит только через веру в Иисуса Христа.

О чем следует помнить при встрече с индуистом

(1) Различные формы индуизма (в особенности ведические идеи) стали популярны среди молодых людей в Америке. Главная трудность для христианина заключается в утверждении индуистов о единстве сущности всех религий. Индуисты, как правило, чувствуют превосходство над христианами на том основании, что их религии более терпима к другим вероучениям. Христианин может возразить, однако, что ведантический взгляд на сущность божества имеет определенные рамки, и не может «включать в себя» христианство, так как отрицает исключительность свойств Христа. Индуизм не более терпим к христианству, чем христианство к индуизму.

(2) Христианин должен не только подчеркнуть исключительные, единственные в своем роде свойства Христа, но и связать эти свойства с тем фактом, что никакая другая религия не способна окончательно решить проблему греха. Только искупляющий путь Христа властен преодолеть греховность человека. Индуизм же закрывает глаза на эту проблему и не решает ее, называя грех иллюзией, плодом воображения.

(3) Следует терпеливо и подробно разъяснить смысл христианских формулировок, потому что многие общепринятые «религиозные» термины в индуистской системе имеют совершенно иное значение.

(4) Другая важная проблема — отсутствие у индуистов гармоничной, стройной системы авторитетов. Каждый индуист принадлежит к той или иной группе или течению. Следует выяснить, какое именно течение индуизма он представляет: Индуисты, конечно, могут сослаться на то, что и христианство разделено на различные течения, но система авторитетов остается отправной точкой критики индуизма. Книги Библии, вместе взятые, раскрывают гармоничную картину Божьего плана спасения. Большинство священных книг индуистов противоречат одна другой. Чтобы поддержать хоть какую-то логику в своем вероучении, индуист вынужден признавать лишь часть священной литературы, становясь, таким образом, последователем одной из неизбежно противоречащих друг другу систем.


«Лабиринты веры» (Кеннет Боа).

http://heresy.ru/Wcc21ed1b84215.htm

Оставьте комментарий