1. /
  2. Изгнание бесов
  3. /
  4. О бесновании душевном и...

О бесновании душевном и телесном, о вычитках

Аноним: А как совершали раньше вычитку по изгнанию бесов?

О.Серафим: Есть два рода беснования: душевное и телесное. Душевное беснование – это самое худшее беснование. Душевное беснование – это одержимость той или иной страстью. Одержимость страстью – это когда человек не находится в состоянии борьбы со своими страстями, ходит во след их. Одержим сочувствием к страсти, и не разрывает его. Каждая страсть, в конечном итоге, граничит беснованием. Когда человек идет на поводу у страсти, удовлетворяет ее, то в итоге она приходит в крайнее ее развитие, и человек через это соединяется с падшим духом, с демоном. То есть, крайнее развитие страсти ведет к беснованию, подсоединяет человека к демону и отдает ему во власть – это беснование душевное, состояние одержимости страстью. Такое состояние души погибельное. От такого беснования, когда человек идет на поводу страсти, никто не вычитает и не вылечит. В таком случае, человек беснуется по собственному своему произволению. Здесь человек должен сам, своим произволением, направлением своей воли противиться греху, страсти, и при помощи Божией освобождаться от страсти, от такого беснования.

Телесное же беснование это такое беснование, когда бес поселяется между произволением человека и его телом, – овладевает его телом. Или еще можно сказать, что это такое состояние, когда бес находится между телом и душой человека, — он может овладевать телом человека, в той или иной степени, в какие-то моменты времени, но не душой человека. В такие моменты человек может делать телом своим различные непроизвольные движения, против воли своей. — Он может устами изрыгать хулы на Бога, материться, но при этом язык его не слушается и говорит то, что бес захочет, и хотя в душе он противится, не хочет этого, но не может овладеть своим языком и телом, ибо им управляет бес. — Язык ему не повинуется, руки не слушаются, его по-всякому корёжит, но он не может этого остановить. Телесное беснование это как заключение в темницу. Вот такого рода беснования и вычитывали. И только такого рода беснования исцеляли святые, изгоняя бесов, но и то не всегда.

В чине вычитки такого рода бесноватых, в начале, сказано, что человек которого будут вычитывать должен положить намерение и решимость на то, что он совершенно поменяет свой образ жизни, и теперь будет всей своей жизнью стремиться к Богу, встанет на путь борьбы со своими страстями. А если он как «пес» вернется «на свою блевотину» (2Пет.2:22), — начнет опять жить по своим страстям, то в него войдет еще семь других бесов, злейших, чем тот, который был до того. Вот такое предупреждение, такого рода наставление дается в этой вычитке.

Подвижники изгоняли бесов, одним словом, одним возложением рук, а кто-то просто: дунул – и бес вышел. Они изгоняли беса, не сами по себе, а с помощью Божественной благодати, которую стяжали в изобилии, поэтому и могли изгнать беса одним движением воли, которое действовало в согласии с волей Божественной. Но и при вычитке, изгоняет бесов не вычитка, сама по себе, не слова молитв, которые читаются, а благодать Божия, при условии, если человек положит в душе своей намерение, — дальнейшую жизнь свою проводить в борьбе со страстями, в устремлении к Богу. А если снова станет жить по страстям, то тогда в него войдет семь злейших еще худших бесов, и будет ему еще хуже, чем было до того. В наше время все эти вычитки – это бесовский спектакль и обольщение, так как никакого изгнания бесов, как это было в древности, не происходит.

Нельзя относиться к словам вычитки и молитв, как к магическим заклинаниям. Ибо такая вера – это уже та же самая магия, но только замаскированная одеждами православия. Ибо Благодать Божия привлекается не тем, что читают вычитку, слова молитв, а чистотою чувств, истинными плодами духа, чувством веры, свободным от духа самоуверенности.

Аноним: А можно ли крестить бесноватых?

О.Серафим: Душевно-бесноватых крестить нельзя, если они не хотят отстать от своих страстей, встать на путь борьбы с ними. Только тех из них можно крестить, – кто встанет на путь законной борьбы со своими страстями и начнет ее правильно проходить.

Если человек бесноватый по телу, – то он мучается, страдает от этого; когда же приходит в нормальное состояние, то сожалеет о том, что он вытворял, сокрушается, борется с этим внутри себя, страдает от этого, но может благодарить Бога. Такого, если он в нормальном состоянии, старается поиметь правый настрой своего духа – можно крестить. И на богослужении он может присутствовать, исключая те моменты, когда у него начинается беснование. Правила говорят о том, что бесноватые не должны присутствовать на богослужении. Здесь имеются в виду те бесноватые, которые кричат, орут, не могут нормально находиться за богослужением. Бывает буйное беснование, бывает тихое беснование. Буйных бесноватых удаляли с богослужений, чтобы они не нарушали благоговейность службы и не мешали другим людям. У бесноватого мучается тело, страдает душа, но если он это правильно переносит, старается поиметь верный настрой духа, то он, получается, как мученик в руках у беса, который его мучает по временам. У человека бесноватого телом, не обязательно душа в руках у беса. Такого рода бесноватых Церковь не запрещает принимать Таинства. Если он в правильном настрое духа все переносит, благодарит Бога, то у него есть надежда на спасение.

Если же человек одержим какою-то страстью и через страсть он бесноватый, то такого, конечно, нельзя допускать к Таинствам. Вот о такого рода бесноватых и говорится в правилах, что их нельзя ни крестить, ни причащать.

Аноним: А как это происходит, что бес заходит в человека?

О.Серафим: Бог попускает, за грехи человека.
До беснования которое в наших мыслях и чувствах человек сам доходит, так как каждая страсть граничит беснованием, и во главе каждой страсти стоит демон. Если мы удовлетворяем страсть, ищем постоянно ее удовлетворения, то через нее подсоединяемся к бесу, ибо и он имеет такой же настрой духа. Приобретая страстный настрой духа, мы становимся сродными по духу демонам, и попадаем под их власть. Ибо бесы имеют власть над человеком через страсти.

Другого рода беснование, когда человек не может владеть своим телом, бывает по попущению Божию за грехи человека, или для обращения, или для того, чтобы смирить человека. Для человека это как искушение, которое причиняет ему страдания, смиряет его. Если такой человек правильно будет это переносить, — с осознанием своей греховности, с благодарностью Богу, со смирением в духе, – то может спастись. Ибо если он не хочет этого, и противится, но ничего не может изменить, – то это ему причиняет страдания. Отсюда «волей-неволей» ему приходится смиряться в душе со скорбями и страданиями, бороться с унынием и отчаянием, которые возникают от телесных страданий и мучений, в которые ввергает его демон. Вот и начинается борьба со страстями потому, что нет услаждения телесно-душевному сладострастию, духу самости и гордыни.
Но не само по себе страдание спасает человека, а если он будет переносить его правильно, со смирением, с благодарностью Богу за скорби и страдания, то есть выносить из него верный душевный настрой, спасительные и добродетельные чувства.

Аноним: А если человек раздраженно кричит, это беснование?

О.Серафим: Чаще всего по жизни – это именно так. Но если на бесов, для возгревания в себе решимости на борьбу с ними, то это нормально. Бесам мы никогда и ничего не должны прощать и все помнить, иметь злопамятство на них, потому что они никогда не каются и имеют в намерении своем творить людям только зло, на погибель их душ, и без этого жить не могут. Мы должны всегда их ненавидеть. Если бес приступает с какой-либо страстью (особенно если она исходит из сладострастия), а ты их поносишь, чтобы возгреть силу ревности и решимости, для борьбы со страстью, то это нормально. Но далее, надо обращаться к Богу за помошью, повергая свою немощь пред Ним, т.к. сами мы не в силах одолеть бесов. А если ты на ближнего, по какому-либо поводу кричишь: сел не там, поставил что-то не так, – то это уже маленькое беснование. Если такое повторится 20-100-1000 раз – то перейдет в навык, в греховную привычку, которая и называется страстью. – Это уже душевное самопроизвольное беснование, и если не будешь об этом плакать и сокрушаться и вопиять к Богу о помощи, то не избавишься от этого беснования и власти беса над тобой.

Аноним: Однажды сильно болело ухо. Стал читать по 12 раз молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Верую», при этом крестил больное место. Молитва помогла: боль прекратилась. Можно ли так молиться, и в чем заключается грех в такой молитве, как нужно правильно поступать, какой настрой духа и какие мысли иметь при этом?

О.Серафим: Самое понятие, что если читать определенное количество молитв и это поможет от той или иной болезни – это уже магия, колдовство. Это основывается на неправой вере, на самомнении, на самоуверенности, на гордости; через это ты не Бога призываешь, а беса. Молитва в таком случае служит только внешним прикрытием, а человек, по настрою духа, соединяется с дьяволом. Получается, что внешне он читает православные молитвы, а в духе вступает в общение с дьяволом. И бес может сотворить чудо и прекратить боль, вылечить от болезни или еще что-то в этом роде.

Делать с таким понятием, что столько-то раз читай, вот такие-то молитвы, и тебе поможет, – это неверно, неправильно. Неправильность – в неправой вере. Неправая вера в том и состоит, что ты, делая вот такое-то механическое действие, – читая вот такие-то молитвы, столько-то раз, – веришь, что Благодать должна подействовать. – Это отношение к молитвам, как к магическим заклинаниям. Разве действие Благодати зависит от какого-то механического действия, от говорения каких-то слов? Разве действие Благодати зависит от того, что я говорю какие-то слова, столько-то раз? – Получается, что я говорю какие-то особенные, волшебные слова, и Благодать, через это, хочет или не хочет, привлекается и действует. Но это уже – магия, бесовщина.

Принцип магии в том и состоит, что внешнее действие или произнесенные слова, привлекают действие сверхестественное. В основе всего этого стоит чувство веры, растворенное духом самости, – самоуверенность, самомнение, дух гордыни. Но “Бог гордым противится”, и только лишь “смиренным дает благодать” (Иак.4:6). То есть там, где есть дух истинного смирения, там и подается Божественная благодать. Ибо спасительную Благодать привлекают не внешние действия и говорение молитвенных слов, а правый настрой души, правая вера. То есть, не чувство веры, растворенное духом самости, – что есть дух самоуверенности, – а чувство веры свободное от духа самости.

Чувство веры, растворенное ощущением своей немощи и истинным смирением перед Богом, и привлекает действие Божественной благодати. «Ибо сила Моя», – говорит Господь, – т.е. действие спасительной Благодати, спасающее душу человека, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).
Благодать действует в зависимости от нравственного состояния человека: если правильный настрой духа, тогда и привлекается Божия благодать.

Но бывает и действие Благодати призывающее. К примеру, за кем-то гонятся бандиты, и он убегает, скрывается от них. Убегая, он вспоминает, что надо читать «Богородицу». В таком шоковом состоянии, от страха, он может говорить эту молитву скороговоркой. Бывали такие случаи, что такая молитва помогала. Но причина не в том, что он читал какую-то особую, сильную, волшебную молитву «Отче наш» или «Богородицу» или, что он эти молитвы определенное количество раз прочитал; а та причина, что он имел настрой духа, горячо жаждущий, чтобы Господь его спас, помог, иначе все, ему конец. А другой, может читать 12 раз молитву, но у него так болит, ему так плохо и тяжко, что он, произнося слова молитвы, в духе умоляет горячо, с надеждой и верой, что Господь поможет. В таком случае, Благодать может подействовать. Но подействует не потому, что он прочитал столько-то раз, такую-то молитву, а потому что он имел горячее желание, имел должный настрой в духе: чувство немощи, беспомощности, упования и надежды только на одну милость Божию. Иными словами, у него была молитва. Ибо молитва есть не слова, а чувства к Богу обращенные. Вот он и поимел, в это время, горячие чувства, обращенные к Богу и жаждание, чтобы Господь ему помог. И так как он поимел эти чувства и такой душевный настрой, то по этой-то причине Господь ему и помог. А не потому Бог помог, что он прочитал, мол, вот такую-то молитву, столько-то раз.

А люди же начинают приписывать эту помощь тому, что он прочитал такую-то молитву, столько-то раз, – вот поэтому, мол, и помогло. Может быть, какие-то единичные случаи и были, что Господь подавал, избавлял человека, и при неправой вере и настрое духа. Но это были действия Благодати, призывающие к покаянию, к вразумлению, чтобы он стал искать Истину, Бога, стремиться к Нему душою, жизнью своей.

Некоторые читают молитву Киприана и думают, что бесы тогда летят как от огня. Но такое отношение к молитве Киприана магическое, – отношение как к магическому заклинанию. И вот, человек читает эту молитву, читает, вдруг и правда: в доме стало что-то стучать, на кухне что-то забрякало. То есть, бесы начинают устраивать концерт, свой спектакль, и подогревать в человеке дух самости и гордыни, самомнение, дух самоуверенности: «вот, мол, смотри, Киприанова молитва действует». И человек, через это, возгревает в себе неправое чувство веры, основанное на духе самости. А отсюда и является неправое понятие, на уровне умовом, рассудочном, – неправая вера. И человек усваивает себе это неправое понятие, исходящее из неправого чувства веры, что молитва Киприана, мол, «сильная» молитва, бесы ее боятся. Вот так и получается неправая вера, и отношение к молитве, как к магическому заклинанию. Это уже магия, прикрытая одеждами православия. – И тогда в реальности, на самом деле, выходит то, что при помощи этой молитвы, начинают вызывать бесов, а молитва служит только чисто внешним прикрытием. Сейчас таких много: экстрасенсы, сектанты, священники, которые занимаются вычиткой, читают молитвы, но посредством их вызывают бесов и при помощи силы бесовской все это делают. Бесы устраивают цирк, бесовский спектакль.

Неправильное, магическое отношение ко всему этому приводит к тому, что бесы начинают этому подыгрывать. Являются такие священники и лжепроповедники, бесы создают им рекламу, народ начинает туда толпой валить, слава распространяется, – бесы начинают там представление, свой спектакль: как бы выходят и заходят. А люди катаются по всей России, странам СНГ, по всем таковым вычитальщикам, “изгнателям” бесов. Бесы в вычитальщиках подогревают тщеславие, самомнение, дух самоуверенности и гордыни, они через это еще более вступают в общение с падшими духами и еще более становятся их орудиями и слугами. Бесы, через такого вычитальщика и “изгнателя” бесов, начинают свою бесовскую волю в этом мире проводить, людям же внушают неправую веру, магическую, – веру основанную на духе самости, неправильные понятия, и губят через это их души.

Мы должны понимать, что все эти “изгнатели” бесов всё это делают силою бесовской, а сами находятся в самообольщении и духовной прелести, – они одержимы самомнением, духом самоуверенности и самонадеянности, духом самости и гордыни. Как раньше мир был языческим, так и сейчас – он таким же стал, поэтому бесы лютуют в этом мире и делают с людьми, что хотят. Так как люди живут по страстям, то по этой причине находятся под властью демонов.

Если человек болеет, то можно просить у Бога: «Господи, помоги мне, облегчи», но предавать все в руки воли Божией: «Как Бог даст, так и будет, слава Богу за все». Можно читать молитву, в горячем обращении, в чувстве немощи и беспомощности, в духе сокрушенном и смиренном, с чувством упования на милость Божию, с чувством преданности и покорности воле Божией. С таковыми чувствами обращайся и проси у Бога. Ибо в таком случае, будет вера и упование, обращенные к Богу, к Его милости, а не вера и упование – на слова молитв или вычитку, как на магические заклинания.

Если и помогало кому-то, когда-то, такое вычитывание молитв, то только за счет того, что человек со всеми таковыми чувствами обращался и просил Бога, т.е. был такой настрой духа. И Господь помог: или по его горячему прошению, или по действию призывающей Благодати. А если просто читать определенное количество раз молитву, веруя в слова молитвы, как в магические заклинания, то это неправильно. Ходить по бабкам, дедкам и по всяким целительницам и целителям – это грех, погибельный для души. Так как это все направленно на возгревание в человеке неправого чувства веры, основанного на духе самости, – дух самоуверенности и самонадеянности. Сейчас, в наше время, целительством и молодые и всякие занимаются: изгоняют бесов, энергетические дырки в голове заживляют, аура становится хорошая и кровь очищается, и т.д., и т.п.. – Такую им делают рекламу. – Это бесовские адепты и медиумы, проводники бесовской воли в этом мире.

Аноним: А почему тех, которые делают вычитки от бесов, бесы после долго мучают и не дают покоя?

О.Серафим: Так Господь попускает, чтобы вразумить человека, призвать к покаянию. На деле же, ни какой вычитки не происходит. При этом, может быть инсценировка изгнания бесов, но не силою благодати Божией, а силою бесовскою. То есть, один бес передал человека другому бесу. Или бес на время вышел, или притаился, а через какой-то момент времени, опять все начинается по-новому.

Аноним: Бывает, что ворожки не могут выгнать беса, говорят: «застаревший».

О.Серафим: Бес, который услуживает этой ворожке, чувствует, что он не может прогнать того беса, который попущен на человека, поэтому так и говорит. – Такое может быть по той причине, что тот бес сильнее, а может быть потому, что нет воли Божией на изгнание его.

Аноним: Значит, у бесов нет единства, дружбы?

О.Серафим: У них есть подчинение, младших старшему. Вся направленность их деятельности, – как можно больше погубить душ, в этом одном они и ищут везде выгоды и выигрыша. По этой причине, могут одни бесы выходить, другие входить, или, на какое-то время, выходить, или притаиться. И все это для того, чтобы сделать, например, рекламу для того или иного священника-экзорциста или лжепроповедника, изгоняющего бесов, или целителя; и через них больше народа привлечь к ложной, магической вере, и таким образом затащить на путь погибели.

Погибель же для души, – самомнение, дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, дух тщеславия и др. страсти. Вот через эти все целительства и чудотворения бесы и стараются возгреть и воспитать в людях вот такой вот настрой духа. – Неправую, ложную веру, основанную на духе самости.

Аноним: А некоторые бабки понимают, что они зло творят и сожалеют, но не бросают это.

О.Серафим: Если колдун или бабка-ворожка не будут делать то, что бесы хотят, то бесы будут их мучить. Пришла однажды к священнику одна бабка и жалуется, что стали летать по квартире какие-то «ракеты» и «космические корабли». Когда выяснилось, то оказалось, что она занималась лечением при помощи силы бесовской, а потом бросила; и когда бросила, стали летать по квартире «космические корабли». Конечно, когда она была средством для уловления на грех душ человеческих – бесы оставляли ее в покое. А теперь, когда она бросила бесовское дело, бесы стали наводить на нее скорбные состояния, чтобы заставить ее работать на них. Но нужно терпеть скорбь, благодарить за нее Бога, смиряться, считая эту скорбь, как заслуженную за грехи, прося у Бога помощи и избавления, и не идти на службу к бесам.

Аноним: Я знаю одну женщину бесноватую, которая падала от прикосновения к ней мощей или другой святыни. И ее даже использовали в распознании истинных мощей от ложных.

О.Серафим: Да, бесы могут так себя вести в присутствии святыни. Но брать за критерий, определения святости, поведение этой женщины нельзя: бес может и обманывать. Может упасть, например, и тогда, когда и не истинные мощи. Есть то, когда бес может просто подыгрывать, но на самом деле там никаких мощей нет. Бес видит, что мы начинаем верить этому, и поэтому может обманывать. Что, он разве не может обманывать? – Бесы разве не могут обманывать?! Они только правду говорят?! – Многие же обычно думают так, что бесы не врут, точно говорят: святые мощи или нет, действительно ли то святыня или нет. И можно, мол, вот таким вот образом, проверить святость, надеясь, что бесы скажут истину. –  Вот так и получается, что люди спрашивают у бесов: где Благодать есть, а где ее нет. А забывают о том, что дьявол из начала лжец и отец лжи, и все делает для того, чтобы обмануть, обольстить человека, погубить его душу. Разве можно у бесов спрашивать: есть Благодать или нет? Нет, нельзя. Ведь они же могут и наврать. – Где-то он может быть и действительно падает, обжигаемый Благодатью, а где-то он комедию разыгрывает, чтобы обмануть людей. Он смотрит, что ему верят, и разыгрывает комедию: «Все, я ухожу, не могу, Благодать меня гонит, жжет»; но на самом деле, – ничего нет.

А где-то бесы могут сказать и правду, но с той целью, чтобы им начали верить. Они лукавые, и поэтому наблюдают за человеком: где-то говорят правду, а где-то неправду, чтобы мало-помалу, ввести в окончательное доверие к себе, через возгревание ложной веры, и таким образом завладеть окончательно душою человека. Вот так хитро и постепенно заводят в обольщение. На то они и лукавые духи, ибо их лукавство, во множество раз превосходит всякое лукавство человеческое.

То же самое относится и к лжепрозорливым, находящимся в духовной прелести. Они тоже могут говорить где-то и правду, а где-то и неправду. И это для того, чтобы им поверили. А когда им поверят, то они начинают говорить уже всегда неправду, ложь, заводя души на путь погибели.

А также, бесы могут сами нам вкладывать те или иные мысли, и конечно же в таком случае они будут их знать. А также они могут угадывать, судя по внешним действиям человека, по внешнему виду – у них в этом многовековой опыт. Они знают наш обычный образ мышления, знают природу страстей, по которым люди живут, – поэтому им не трудно угадать помыслы. К примеру, человек задумает что-то сделать, вслух этого никому не произносит, – чтобы бесы, мол, не услышали и не помешали. А не подозревает того, что эти мысли ему сами бесы и вложили.

Бес тонкий психолог, знает души человеческие, знает как лучше закрутить мозги и поэтому следит за всем; и когда видит, что кто-то начал сомневаться – то тут же начинает правду говорить. Потом смотрит, что люди опять верят, значит дальше можно опять неправду говорить. Или кто-то подошел опытный, – то он тут же начинает все время правду говорить. Этот опытный ушел – он опять начинает врать. Ну а в жизни, разве не так получается? – Когда человек какой-нибудь врет и видит, что подходит человек опытный и умный, – то он начинает вести себя тогда наилучшим образом, чтобы не раскусили его; а когда остается с такими, которые верят ему, то снова начинает врать. Так же и бесы смеются и издеваются над нами. И все это делается с тою целью, чтобы возгреть в людях ложное чувство веры, основанное на духе самости и гордыни, самомнение, дух самоуверенности.

Мы бесам ни в чем не должны доверять, хотя бы они и правду говорили. Пример нам в том, Спаситель наш Господь Иисус Христос. Когда бес, находясь в одержимом, закричал, обращаясь к Христу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк.4:34). Демон не сказал Христу: «Ты Свят», потому что многие из пророков были святы. Но сказал: «Святый» с прибавлением члена, т. е. единственный, в существе Своем – Святый.

«Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «замолчи и выйди из него»Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброй целью: всегда у них что-нибудь злое ввиду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: «замолчи и выйди». Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Вот тут нам урок. Мало-мало, что хорошенькое удастся кому сделать, тот час подседает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: «Замолчи и выйди» – и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие – все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту» (свт. Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», среда 11-й недели по 50-це). 

Христос заставляет беса замолчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, и не верить им, хотя бы они говорили и правду.

Аноним: На вычитках одна женщина часто кричала: «Что ты меня гонишь, меня купили?!» Т. е. эта женщина болела и чтобы выздороветь, пошла к бабке, дала ей денег, чтобы та ее вылечила.

О.Серафим: Она совершила грех, обратившись к демону за исцелением через эту бабку. То есть, Бог попустил демону войти в нее, за ее греховную жизнь. Чтобы она через страдания от демона вразумилась и исправила свою жизнь, вставши на путь покаяния, на путь борьбы со своими страстями.

И смотря ради чего человек желает исцеления. Если ради того, чтобы жить как все живут, — удовлетворять свои прихоти и похоти, свои страсти, а когда бес мучает, то приходит страдание, и нет никакой жизни. В таком случае человек ищет исцеления не ради спасения своей души, а ради того, чтобы жить, как он считает, «по-нормальному», как все, — ради удовлетворения своих страстей и похотей.
А Христос когда исцелял, то говорил: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). То есть, Господь исцелял с тою целью, чтобы исцелялась душа, устремлялась к спасению; а здесь исцеление — ради того, чтобы себя внешне хорошо чувствовать, и дальше продолжать удовлетворять свои страсти.

Люди боятся телесного беснования, потому что оно приносит телесные и душевные страдания, мешает удовлетворять свои похоти и прихоти, страсти. Но не боятся самого лютого и злейшего беса – беса греха.

Насколько грех страшнее самого лютого беснования хорошо показывает свт. Иоанн Златоуст, в толковании на отрывок из Евангелия о гадаринском бесноватом: 
«И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною (разжигается телесною похотью), тогда он ничем не различается от беснующегося (становится одержимым блудным бесом). Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния (добродетели), лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому (одержимый блудным бесом), поражая себя не камнями, но беззакониями (блудодеяниями и всякого рода извращениями), которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников (и всякого рода извращенцев), исполненные великого зловония и гнилости.
А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого? Бес, хотя презирал людей, но повелению Христову покорился, и немедленно вышел из тела. А этот не повинуется и повелению Христову, хотя он каждодневно слышит Его слова: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24), и угрозы геенною и нестерпимыми мучениями, и все-таки не повинуется – не потому, что он могущественнее Христа, но потому, что Христос против нашей воли не ведет нас к исправлению. Вот потому такие люди, и живя в городах, живут как бы в пустынях. 
В самом деле, какой благоразумный человек захочет обращаться с такими людьми? Я, по крайней мере, желал бы лучше жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждущих такою болезнью. А что я не заблуждаюсь, это видно из тех страданий, какие претерпевают сребролюбцы и беснующиеся. Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им никакого вреда, желают сделать рабом свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив, беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь. Сребролюбцы ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божие, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесами более достойны сожаления и слез. Бесноватые многое делают в бесчувствии; напротив сребролюбцы, имея ум, безумствуют, среди городов неистовствуют и беснуются некоторым новым бешенством. В самом деле, все беснующиеся делают ли что-либо подобное тому, на что дерзнул Иуда, совершивший неслыханное преступление? И все ему подражающие, подобно диким зверям, убежавшим из ограды, возмущают города, никем не будучи удерживаемы. Хотя сребролюбцы отовсюду обложены узами, как то: страхом судей, угрозою законов, презрением от людей и многим еще другим, – но они, разрывая их, все низвращают. И если бы кто совершенно отнял от них те узы, тогда ясно увидел бы в них беса гораздо лютейшего и жесточайшего, нежели каков исшедший из упомянутого ныне бесноватого» (свт. Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Мф.гл.8: ст.28, гл.9:ст.1, стр.320, 28 беседа)

Если человек изгонит из себя страсть – он изгонит самого страшного, ужасного и коварного беса, которого не сможет изгнать никакой чудотворец! А к этому призван каждый, и это сможет делать каждый, если захочет, и станет вести законную борьбу со своими страстями.

Оставьте комментарий