Оглавление:
О бесноватых
Об отношении к одержимым и бесноватым. Как изгоняются бесы
О бесноватых
О.Серафим: Душевнобольной с социально-опасным поведением, то это конечно бесноватость, одержимость, которая проявляется внешне. Хотя бывают и неполноценные – бесноватыми. А бывает бесноватость, которая приводит к неполноценности. К примеру, упоминаемый в Евангелии юноша, который был глухой и немой, и эпилептик, по причине того, что он был одержим бесом (Мар. 9:17-27). «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет… Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мар. 9:17,18,25).
А так же многие другие бесноватые, упоминаемые в Евангелии, которых или бесы сделали глухими, немыми и слепыми, или они были, одновременно, – неполноценные и бесноватые. «Тогда привели к Нему (к Иисусу) бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть» (Матф.12:22). «Привели к Нему (к Иисусу) человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Матф.9:32,33). Свт.Иоанн Златоуст об этом говорит, что «эта болезнь была не естественная, но происходила от дьявольского злоумышления. Потому и нужно было, чтобы беснуемого привели другие. Так как этот бесноватый, будучи не в состоянии говорить, не мог просить ни сам, ни через других, так как бес связал его язык, а с языком и душу, – то Господь не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет от болезни» (Толкование на Евангелие от Матфея, Беседа 32).
Бесноватых тоже надо жалеть и проявлять к ним чувство сострадательной любви, в молитве за них. Так как они на самом деле несчастные; ибо их бесы мучают, и они от этого страдают.
Беснование же бывает душевное и телесное.
Душевное – это по причине одержимости какой-либо страстью. А телесное – может быть, как по причине одержимости страстью, так и не по этой причине, но попущенное по промыслу Божию. Как к примеру глухонемой юноша, который был одержим с детства: «И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства» (Мар.9:21).
Это говорит о том, что бесноватость может быть и с детства, что сейчас в наше время особенно наблюдается на современных детях. Таких, в частности, как индиго, в которых проявляются экстрасенсорные способности и прозорливость; а так же бесы через посредство их проповедуют реинкарнацию и т.п., когда внушают им, что они жили в другой жизни, и те начинают рассказывать, как они жили в другой жизни, и при чем говорить о действительных обстоятельствах жизни, тех или иных умерших. Люди на этом ловятся, но не понимают того, что это делают бесы, а ребенок, в данном случае, только лишь несознательное орудие в руках у беса.
Бесы были сотворены еще до сотворения мира, когда они были в чине ангельском, но лишились его и стали бесами, по причине греха самости и гордыни. Поэтому они знают все, что было и пять веков и два века назад; и сто, и двести, и тысячу лет тому назад. Соответственно и могут рассказать о каких-то жизненных обстоятельствах того или иного человека, давно умершего. Вот отсюда и вся эта прозорливость и вера в реинкарнацию.
Телесное беснование от душевного отличается тем, что оно явно, при посредстве тела, происходит. К примеру, одержимого телесным беснованием может корежить, выворачивать, бить об пол, и т.п. А душевное беснование может быть не явное, не в таком виде проявляемое. Иногда душевное может переходить в телесное, по попущению Божию, подобно тому, как об этом говорит ап.Павел: «Сделавшего такое дело, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:3-5).
Беснование может быть произвольным и непроизвольным.
Произвольное беснование происходит по причине одержимости страстью, удовлетворение которой ищется по свободному произволению.
А непроизвольное беснование бывает по попущению Божию, для смирения и сокрушения духа у человека. Господь, таким образом, может направлять душу к спасению.
С бесноватыми, естественно, надо вести себя осторожно и благоразумно.
Об отношении к одержимым и бесноватым. Как изгоняются бесы
Аноним: Как относиться к одержимым и бесноватым, когда сталкиваешься с ними. И как правильно вести себя?
О.Серафим: Когда человек сталкивается с этим, то у него сразу возникают определенные чувства, настрой души. Это для него как искушение, которое может вытаскивать в нем страстные чувства: страха, внутреннего напряжения, боязнь того, как бы эта зараза к нему не пристала; у кого-то может вызывать пренебрежительное отношение, надменности, или того, что я не такой. То есть, человек встречает это искушение в духе самости, пытаясь самоуверенно его пройти и преодолеть. А вот в этом неправильном душевном настрое и заключается бесовская ловушка для человека. Ибо бесы – начальники страстей.
Это искушение, и его надо точно так же преодолевать, возгревая верные чувства и правильный душевный настрой. Какие чувства необходимы для преодоления этого искушения? Это – смиренный настрой души и чувство сострадательной любви в молитве за этого человека. Смиренный и сокрушенный настрой духа может помышлять: «Этот человек телесно беснуется, а я душевно. Он рычит или внутри-утробные звуки издает, а я раздражаюсь, гневаюсь, отдаюсь духу недовольства и злопамятства. Не несу должным образом, в правильном настрое духа, свои скорби, которые постигают меня по жизни. Грешник я окаянный, ничего истинно-доброго не имеющий в душе своей. Господи, помилуй меня грешника окаянного». – Посредством этих и подобных помышлений, возгревать в себе смиренные и сокрушенные чувства.
А по отношению к бесноватому, возгревать чувство сострадательной любви, в молитве за него, что «Господи, помоги ему бедному, несчастному. Ему тяжко, его бесы мучают, он от этого страдает. Это для него скорбь и страдание, которые ему надо переносить в верном настрое духа. Помоги ему Господи, какими Сам знаешь путями и судьбами. Да будет на всё Твоя святая воля». Этими и подобными помышлениями возгревать в себе чувство сострадательной любви к человеку, в молитве за него.
«Некогда авва Макарий, идя с горы в келию свою, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно есть, чем ты меня побеждаешь. Авва Макарий говорит ему: что же это такое? Диавол ответил: смирение. И посему я не силен против тебя» (Древний патерик, гл15, п.38).
«Человек, одержимый демоном и испускающий пену, ударил по щеке некоего старца, монаха-пустынника. Старец вместо ее подставил ему и другую щеку. Демон же, не вынося жжения смирения, тотчас отступил от него» (Древний патерик, гл15, п.68). Здесь речь не просто о внешнем поступке подвижника. Речь не о внешнем смирении, а о том, что он воспитал в себе вот такой вот настрой духа, смиренный и сокрушенный перед Богом, — что чувство истинного смирения перед Богом стало расположением его души.
Бесы прогоняются и изгоняются не тем, что против них читают молитвы «Живый в помощи вышняго» или «Да воскресенет Бог» и т. п., а опытным познанием своей немощи, смиренным и сокрушенным духом. Этот дух привлекает дар Благодати, которая и прогоняет демонов.
А вера и надежда на эти молитвы, как на противо-магические заклинания, прогоняющие бесов, основываются на неправой вере, т.е. на духе самоуверенности и самости. Этот дух противоположен духу сокрушенному и смиренному и привлекает не благодать Божию, а бесов. Так на магию является православная противо-магия, которая есть та же самая магия, прикрытая одеждами и молитвами православными. Это – то же самое, что против черной магии есть белая магия. Разницы никакой нет. Вся разница только лишь во внешнем. А суть и дух – один и тот же. Бесы – они любители маскарадов и могут наряжаться в какие угодно одежды, оставляя при этом один и тот же дух, – самомнения и самоцена, вменения себе, дух самоуверенности и самонадеянности, гордыни, дух утверждения в самости, первородном грехе.
«Авва Моисей сказал: имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается демонами» (Древний патерик, гл15, п.42). Всякий не имеющий настроя духа опытного познания своей немощи, в борьбе со своим самостно-гордостным духом, не воспитавший в себе чувства сокрушенного и смиренного перед Богом и надеющийся на молитвословия, сильные молитвы и вычитки, на внешние знаки и символы, и т. п. что-либо внешнее, — «осмеивается демонами».