1. /
  2. Молитвы
  3. /
  4. Стихиры к Великому канону...

Стихиры к Великому канону св. Андрея Критского

Стихиры с их припевами, к Великому канону св. Андрея Критского, в стихотворной форме. 

pdf-файл здесь.

В среду пятой недели великого поста, в навечерии великого канона, на “Господи воззвал”.

Припев: Падут в сеть свою грешники,
а я один останусь, доколе не пройду путь жизни.

I.

Стремясь к наследию высоких назначений,
Я впал в разбойники греховных помышлений,
Что с помощью страстей в плен дух мой отвели
И первую с меня одежду совлекли;
Жестоки раны мне и язвы налагали
И, полумертвого оставя, убежали.
Итак я наг лежу на жизненном пути
И жду, пока придет кто бедного спасти.
Священник мимошед с презреньем отвращался;
Левит, по нем грядущий, заразы опасался;
Увы мне! кто меня уврачевать придет?
Кто масло и вино на раны изольёт?
Спаситель мой один, – Ты не от Самарии,
Но воплотившийся нас ради от Марии, – 
Умилосердися над участью моей
И на меня излей, как врач, с вином елей!

Гласом моим ко Господу воззвал я,
гласом моим ко Господу помолился.

II.

Всю жизнь с блудницами провел и с мытарями,
И как на привязи влеком моими в плен страстями;
И сомневаюся, могу ль, хоть под исход,
Я покаяния принесть достойный плод?
К Тебе я ныне вопию, о Творче Всемогущий!
К Тебе, Христе врачу, всем помощь подающий!
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Изолью пред Ним моление мое,
печаль мою пред Ним возвещу.

III.

Под игом своего о жизни небреженья,
Валяясь в тине зол, исполнен оскверненья
И Велиаровой уязвленный стрелой,
Твой образ я в себе затмил греховной мглой:
Но Ты, Владыко, ленивых возбудитель,
Ты, грешников, Христе, единственный Спаситель!
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Когда изнемогал во мне дух мой,
Ты знал стези мои.

Iv.

Соблазном горьким я служил для слабых смертных,
Как перстный, я всегда и прилеплялся к перстным;
По воле Божией в законный брак вступил,
Но, преступив закон, я ложе осквернил.
О Боже Господи, создавый нас из персти!
Молюся – не предаждь меня духовной смерти;
И, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

На пути по которому я ходил,
расставили мне сети.

v.

Наемником души себя я представляю,
Когда, забыв о ней, о теле помышляю,
И не посмешище-ль соделался бесам,
Работая плотским неистовым страстям?
И Ты, как преблагий, вселенныя Правитель
И страшных демонов всемощный прогонитель,
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Взглянул я направо и вижу:
нет человека близкого мне.

vI.

Я волей согрешил всех грешных в мире боле,
За то я собственной и предоставлен воле…
Плотская мудрость есть злодей души моей
И помрачение для умственных очей.
Христе Спасителю! Ты Свет во тьме сидящих,
И Пастырь, ищущий в горах овец блудящих,
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Некуда мне бежать,
и нет защитника душе моей.

vII.

Тобой душа моя, о Господи, живится!
Да имя в век Твое, Царю царей, святится!
Я есть погибшая овца в Твоем дому;
Взыскав меня, причти ко стаду Твоему.
И Ты, как Бог, дающий жизнь и оправданье,
Даждь время нужное и мне на покаянье,
И, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Я воззвал к Тебе, Господи, и сказал: 
Ты упование мое, часть моя на земле живых.

vIII.

Сколь раз я преступил Твои, Христе, веленья
От крайнего очей душевных ослепленья!
В греховной, как в ночной, блуждая ныне тьме,
Стеная вопию: будь милостив ко мне;
И от очей моих отрясши мрак греховный,
Собою озари померкший взор духовный;
И, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Внемли молению моему,
ибо я очень изнемог.

IX.

Как звери дикие, мои плотские страсти
От юных лет меня в своей содержат власти.
Хотящий спастися всем и в разум приити,
От лютых их зубов меня Ты исхити!
О Иисусе! Ты, как Бог и наш Создатель,
Небесных и земных единый благ Податель,
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Избави меня от гонящих меня,
ибо стали они сильнее меня.

X.

Воззри, Спасителю, на тяжесть злостраданий,
Которые терплю от лютых злодеяний!
Не презри, Господи, но Ты, как врач, восставь
и к пению Твоих щедрот меня направь;
да плача о своих безмерных злодеяньях,
Возопию к Тебе в глубоких воздыханьях:
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Изведи из темницы душу мою,
да прославлю имя Твое.

XI.

Как раб несмысленный, Тобой талант мне данный,
Я в землю закопал: увы мне, окаянный!
И в сем прощения не смею я просить,
Но, милость зря Твою, не престаю вопить:
О Боже всех щедрот, Источник благостыни!
Соделай и меня ревнителем святыни,
И прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Меня ждут праведники,
когда воздашь Ты мне.

XII.

К краям одежд Твоих одно прикосновенье
Страдалице дает недугов исцеленье;
Ты глубину страстей, в ней сущих, изсушил
И ток ее кровей пресечь благоволил.
Я с той же верою Тебе врачу молюся,
Да от душевного недуга исцелюся:
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как сын небесного Отца!

Из глубины я воззвал к Тебе, Господи,
Господи, услыши глас мой!

XIII.

Сойдешь когда-то Ты с чистейшими Ангелами,
Чтоб осудить нас с позорными грехами;
Но прежде оного ужаснейшего дня,
Ты в покаянии прими, Христе, меня!
Ты Сам, Христе! – как Бог, Творец наш и Спаситель,
Свидетель, Судия и наших дел решитель, – 
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Да будут уши Твои,
внимающие гласу моления моего.

XIv.

Воззри, о Господи, Ты милосердным оком,
И милостей Твоих напой меня потоком!
Душевные мои Ты струпы исцели,
И гнусности греха, как волну, убели.
Даждь воле и уму, о Спасе, обновленье,
Как истинная Ты для всех и жизнь и воскресенье!
И, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как сын небесного Отца!

Если беззакония будешь замечать, Господи,
Господи, то кто устоит? ибо у Тебя очищение.

Xv.

Князь мира – Велиар с мечами ополчился,
И душу в плен мою он уловить потщился;
Все к просвещению он способы отнял,
Чтоб света Твоего лица я не познал:
О Иисусе мой! Царь, в крепости державный,
Избави от него, Защитниче, преславный!
И, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Ради имени Твоего, Господи, я уповал на Тебя,
уповала душа моя на слово Твое, уповала душа моя на Господа.

XvI.

Я всем плотским страстям, Христе, поработился;
Закон Твой преступил, Писаний отвратился!
Всего меня, Благий, всего возобнови,
И от греха на путь спасенья воззови!
Как страстных помыслов всесильный истребитель,
И ко спасению один путеводитель,
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

От стражи утренней до ночи, от стражи утренней,
да уповает Израиль на Господа.

XvII.

Блудница, Спасе мой, грехи имея многи,
Приходит оросить Твои святые ноги;
Чрез то грехов своих прощенье обрела,
К чему и нам собой надежду подала.
Даждь, Господи, и мне ее любовь и веру,
Да вопию, ее последуя примеру:
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Cпаси меня, как Сын небесного Отца!

Ибо у Господа милость, и многое у Него избавление,
и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.

XvIII.

Нас ради обнищав, нас ради быв младенцем,
Спаси меня, к Тебе зовущего всем сердцем;
Ты каплю ниспошли мне милости Твоей,
Жестоко страждущу и телом и душой;
Обогати меня Твоею нищетою,
И научи ходить стезею впредь святою;
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Хвалите Господа, все народы,
похвалите Его, все люди.

XIX.

Душевны помыслы мои, Христе, устави,
И ко святым Твоим велениям направи;
Да светом я Твоим везде руководим,
Во всех путях моих останусь невредим.
О Иисусе мой! Помощник, Покровитель,
Во всех путях моих Заступник и Хранитель,
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Ибо непоколебима милость Его к нам,
и истина Господня пребывает во век.

XX.

Будь тверда нам стена, сладчайший Иисусе!
И будь, Спаситель, милостив к прельщенным во искусе,
Восстави падших нас и волей и умом,
И в горний приими обетованный дом;
Восстави, как Творец, щадящи Свое созданье
И славы Твоея сподоби зреть сиянье.
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

К Тебе возвел я очи мои, Живущему на небеси. 
Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни на руки госпожи ея.

XXI.

Я, сына блудного примеру подражая,
Богатство все изжил, безумно расточая;
Но голод лютый терпя, к Тебе я вопию:
Воззри, о Отче мой, на пагубу мою,
И видя нищету и горестные слезы,
Прими меня в свой дом и удостой трапезы!
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Так очи наши – ко Господу Богу нашему,
доколе Он помилует нас.

XXII.

Убийца древний наш, завидующий первозданным,
Из рая их извел, прельстив советом данным.
Розбойник рай стяжал сим гласом на кресте:
Во Царствии меня Ты помяни, Христе!
Я тоже с верою и страхом повторяю,
И помянуть меня от сердца умоляю.
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Помилуй нас, Господи, помилуй нас,
ибо мы весьма наполнились уничижением.

XXIII.

Я, бурею страстей в пучину погруженный
И смертных ужасов волнами окруженный,
К тебе, Христе, с Петром от сердца вопию:
Простри всесильную мне руку Ты свою;
Твоею милостью и силой Благодати
Благоволи меня погибшего взыскати;
Бессеменно Тебя родившие мольбой
И всех Твоих Святых, прославленных Тобой,
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Преисполнилась душа наша поношением от надменных
и уничижением от гордых.

XXIv.

О Агнец! Взявший на себя мое греховно бремя,
К Тебе припадаю, Христе, на всяко время,
Всего себя в Твою десницу предаю,
И днем, и ночию немолчно вопию:
Ты, бремя сняв с меня несчётных прегрешений,
Избвь меня, избавь от вражьих искушений;
И, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Сколь благость, Господи, Твоя неизреченна!
Сколь благодать Твоя для нас неоцененна!
Какой бы бренный ум постигнуть тайну мог,
Насколько совершен и беспределен Бог?
Безгрешный, Преблагий! Меня Ты не отрини,
Да вопию, к Твоей прибегнув благостыни:
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!

И ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

Кто может изречь безмерно снисхожденье,
И странное Твое и чудное рожденье?
Кто может изъяснить, чтобы Творец и Бог
У Девы на руках носитися возмог?
О Ты, родившийся от Девы Благодетель,
Блаженства нашего Виновник и Содетель!
Ты, прежде нежели погибну до конца,
Спаси меня, как Сын небесного Отца!


В аудио-варианте, с музыкальным сопровождением: «Спаси меня, как Сын небесного Отца»

Это переложение в стихотворной форме написано в 1829г.. Его автором является слепой священник, иерей Гавриил (Пакатский). Слепец — автор, делая это переложение, имел в виду прежде всего именно утешение своей собственной души; этими стихами он сокращал невеселые часы своей незавидной старческой доли; он назвал свой труд: «Благочестивое для говеющих занятие», имея, вероятно, в виду доставить возможность во дни говения настроить душу на святые чувства именно пением этих стихов.
Гавриил Абрамович Пакатский (род. 1756), воспитанник Новгородской семинарии, с 1783г. священник при церкви градских богаделен под Смольным монастырем в С.-Петербурге. В 1802-1803гг. он уже пользовался свободою от должности, по слабости зрения, и вскоре после того совершенно ослеп. Грустную жизнь свою он услаждал переводами Священных Книг. Им, между прочим, изданы в стихах: Плач Иеремии (1814), Псалтирь (1818), Книга Иисуса Сираха (1825) и Канон св. Андрея Критского (1829). В Летописях Российской Академии читаем: «престарелый и лишенный зрения священник Гавриил (Пакатский) был награжден в 1819 и 1829 гг. 650 р. за весьма удачное переложение стихами всей Псалтири и канона Андрея Критского». К этим словам Академии преосвященный Филарет, архиеп. Черниговский, прибавляет: «Канон Критского так хорошо переложен, так близко к подлиннику, что едва ли может быть лучшее переложение». В другом месте преосв. Филарет называет его «отлично-хорошим».
Справедливый отзыв ученого святителя подтверждают и современные нам читатели, требуя уже пятое издание перевода, предложенного Афонскою обителию св. влкмуч. Пантелеимона в 1883, 1885, 1890, 1895 и 1908 годах.

Текст стихир адаптирован о.Серафимом (Медведевым) в 2005г.

Оставьте комментарий