Аноним: А также «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.» (Мф. 5:39-41) некоторые понимают как непротивление злу, творящемуся насилию и т.п. В каких случаях христианин должен идти «два» «поприща»? Как понимать эти слова в отношении других людей, с которыми человек имеет дело в своей личной жизни. Например, в отношении своих ближних, которым навязывается зло, грех, нечестие другими людьми?
О.Серафим: Во всех этих изречениях речь идет о незлобии, то есть, какое бы нам, лично, ни сделали зло, мы должны всегда сохранять в своей душе незлобие и душевную простоту. Ибо эти чувства приносят в душу человека душевный мир и покой. Поэтому, в словах «не противься злому», речь не просто о внешнем действии, а, наиболее, о внутреннем душевном настрое.
Если исходить из неверного толкования о непротивлении злу силою, то получается, что когда на человека, в его душе, восстают бесы и злые страсти, то он не должен противиться тому злу, которое они наводят на него, а должен им отдаться. То есть, если бесы возгревают в нем злые чувства, то он должен не противиться им, а полностью предаться этим злым чувствам. Так, мол, заповедал Христос. Такое следствие и маразм получится из неверного и извращенного толкования этих слов Христа.
Если ни в каком случае не должно противиться злу, то тогда, если в человеке лезет злоба и ненависть, по отношению к другому человеку, то надо не противиться этой злобе и ненависти, внутри себя, а просто отдаться им. Вот такое бесовское толкование выходит из учения о непротивлении злу силою, ни при каких случаях и обстоятельствах. Кому такое надо? – Только дьяволу. Для того, чтобы в людях разжигать страсти.
Поэтому, если кто внимательно рассмотрит это повеление Христа «не противься злому» (Мф. 5:39-41), то он увидит, что в нем-то, как раз, и заповедуется противиться злу, – тому злу, которое восстает внутри человека, когда его лично обижают, оскорбляют, унижают, поносят. Ибо пусть кто-то попробует не обидеться и не разгневаться, не отдаться духу недовольства или возмущения, когда его лично обидели, оскорбили, унизили или вменили ни во что. И он увидит, что для того, чтобы ему не отдаться чувству обиды, раздражения, недовольства или возмущения, ему понадобится противиться этим чувствам, т.е., злу, которое восстает внутри него. И тогда выйдет то, что он противится злу, восстающему внутри его, для того, чтобы исполнить эту заповедь Христа. А это говорит о том, что эту заповедь нельзя понимать так, что никогда, ни при каких случаях и обстоятельствах, не должно быть противления злу. Кто так ее толкует, тот привносит в нее бесовское толкование, для погубления душ человеческих.
Поэтому, для того, чтобы исполнить заповеди Божии, нужно всегда противиться злу, которое внутри человека, то есть, первородному греху, духу самости и гордыни. Ибо этот дух всегда идет против воли Божией.
Ну, а если кто-то скажет, что надо не противиться только внешне совершаемому злу. То здесь можно сказать так, что в каких-то случаях можно противиться, а в каких-то нет.
Но сначала нужно выяснить, что понимается под внешним злом? То есть, это какая-либо внешняя сила, которая действует в согласии со злом, на данный момент времени. Но применение внешней силы, само по себе, безразлично. Ибо можно одну и ту же внешнюю силу направить, как на добро, так и на зло. К примеру, когда кто-то ударил со злости, просто так, человека, то он применил мускульную силу, совершая зло. Но если кто-то, в этот момент, когда тот будет наносить удар, возьмет и применит ту же самую мускульную силу, и остановит этот удар, то это будет злом или добром? В данном конкретном случае, добром.
Другой пример: злая собака напала на ребенка. Я оказался тут рядом, схватил палку, ударил ее, и стал палкою ее прогонять. В данном случае, я совершил добро, защищая ребенка, так как воспротивился злу силою, которое могло произойти, на моих глазах.
Еще один пример: деторастлитель-маньяк напал на ребенка и стал пытаться его изнасиловать. Я оказался тут рядом, и закричал, чтобы он прекратил это делать. Но он, не обращая на меня внимания, продолжал свое дело. Тогда я схватил лежащую рядом палку, ударил его, и вступил с ним в драку, и, в итоге, прогнал его этой палкой. Таким образом, я совершил добро, воспротивившись злу силою, защищая ребенка.
Во всех этих случаях, внешнее применение мускульной силы, со стороны нападавших, было злом. А с моей стороны, когда я стал защищать тех, на кого нападали, применение мускульной силы было добром.
Внешнее применение мускульной силы, само по себе, не есть зло. Все зависит от того, что это будет за случай. Ибо, исходя из обстоятельств, конкретного случая, и судится, – злом или добром было применение мускульной силы, на данный момент времени.
Нельзя Евангельские заповедания, данные Христом, относить к любым жизненным случаям и обстоятельствам, ибо это, как раз, и будет законничеством, которое обличал Христос: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лук.11:52). Законничество не учитывает внутреннего намерения людей, внешних жизненных обстоятельств и важнейшего в законе, – как спасти душу человеческую. Оно просто берет и тупо применяет букву закона, вне зависимости от обстоятельств, к которым это применяется. То есть, в законничестве отсутствует духовное рассуждение и видение, времен, намерений и обстоятельств, конкретного дела.
Поэтому, Христос и укорял законников за то, что они оставили важнейшее в законе, на все века и времена, – суд (духовное рассуждение), милость, вера и любовь (Мф.23:23; Мф.9:13; Лк.11:42 и т.п.). То есть, рассудить, рассмотреть внутренние намерения и жизненные обстоятельства, и, исходя из этого, содействовать спасению души и душ человеческих. Ибо только ради этого и был, в свое время, дан закон, как средство, а не цель.
«Священное Писание Нового Завета не дает и никогда не стремилось дать исчерпывающий кодекс правил на все случаи жизни. Оно указует нам дух, в котором мы должны пребывать: дух веры, молитвы, прощения, щедрости; и дает несколько основных заповедей. Творить же жизнь из этого Духа мы, как христиане, призваны свободно. Огонь этого духа должен жечь наше сердце и светить нам. Но «абсолютные», «непоколебимые» законы поведения – являются домыслом формального человеческого рассудка, зараженного иудаистическим законничеством. И если так обстоит дело с учением Евангелия, то еще более это относится к святым канонам» (проф. Иван Ильин, «О «богоустановленности» Советской власти»).
Точно так же, данные изречения Христа, – «а Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:39-41), – не относятся к любым жизненным обстоятельствам. Ибо в каких-то случаях надо поступить так, как об этом говорит здесь Христос. А в иных случаях, надо поступить по другому. Ибо есть и противоположные заповеди: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). И если кто-то полагает свою жизнь, защищая своих ближних, то он этим противится внешнему злу. Но таким образом, он исполняет уже иную заповедь Христа, которая подходит к его жизненным обстоятельствам и времени.
А так же, вот еще примеры из Св.Писания, о противлении злу силою:
«И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля… И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Чис.25: 1-3; 6-13).
В данном случае, вот за такое противление злу, которое совершил Финеес, Бог благословил Финееса, сказавши, «Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного». И сделано это было по той причине, что на тот момент времени, на это была воля Божия. И в согласии с Ней и поступил Финеес. За это и получил Божие благословение «священства вечного».
Кроткий и смиренный Христос, молившийся, когда висел распятый на кресте, за Своих распинателей, говоря, «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34), дважды проявил явное противление злу, – в самом начале Своего общественного служения, и в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, – изгнавши торгующих из храма. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2: 14-17).
А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21: 12-13). Вот Евангельские примеры, самого Христа, о противлении злу силою.
Поэтому, в Св.Писании и Евангелии мы и можем найти все эти противоположности, так как жизнь человеческая оказывается в различных обстоятельствах и ситуациях. Вот почему и надо рассматривать, – какая заповедь наиболее подходит к тем жизненным обстоятельствам, в которых оказались люди или человек. Ибо таким образом люди и пытаются постичь, – какова воля Божия, на данный момент времени. А постижение воли Божией зависит от чистоты чувств, от чистоты душевного ока, конкретного человека.
Поэтому-то, выводить из этих слов Христа, «не противься злому» (Мф. 5:39-41), учение о непротивлении злу силою, – это совершенно неверно и абсурдно. Ибо выводя такое учение, они сами попадают в противоречие со Христом, законнически применяя эти его изречения, где надо и не надо. И этим только лишь свидетельствуют о себе, что они не постигают дух закона, по причине утраты духовного рассуждения, праведного суда, который заповедуется Богом.
А так же об этом есть здесь.