Аноним: Батюшка, вот интересно как у свт.Игнатия описано в первом томе «Аскетических опытах» Отношение христиан к страстям его: «Человек, до искупления рода нашего Спасителем, не мог противиться страстям, хотя бы и хотел: они насильно увлекали его; они властвовали над ним против воли его. Христианин, при посредстве святого Крещения, свергает с себя иго страстей; он получает силу и возможность противиться страстям, попирать их. Но и искупленному человеку, человеку обновленному, помещенному в духовном раю — в Церкви — предоставлена свобода: по произволу своему, он может или противиться страстям и победить их о Господе, или покоряться и поработиться им. Так и в чувственном раю предоставлено было на произвол первозданному человеку или повиноваться заповеди Божией, или преслушать её».
Получается, что до таинства Святого Крещения человек не может встать на путь духовного делания и побеждать страсти своею силою? Только он может думать, что Господь ему помогает, а бесы будут играть с ним, кружа его среди страстей мира, то ослабевая, то возгорая в нем страсти.
Только когда искупительная благодать войдет в него он может надеется на помощь Божию? И ей он может правильно одолевать страсти. Тогда он точно знает чьей силой он одолевает грех-страсть. А до этого он должен готовить себя насколько это ему возможно к смиренному и сокрушенному состоянию – оставления по возможности всех мирских утешений, молитвой, плачем о послании к нему человека – носителя Духа Святого через которого он получит в душу залог-семя спасительной благодати. Как в случае с Корнилием сотником в Деяниях Апостолов, когда к нему был послан ап. Петр, и с Евнухом на повозке и во многих других Евангельских событиях.
Святитель Григорий Палама говорит: «Если Бог не действует в нас, то всё совершаемое нами является грехом».
о.Серафим: Здесь нужно верное понятие о словах свт.Игнатия о крещении. Если человек не имеет правильного опыта борьбы со страстями, то у него будет неверное представление об этих словах, то есть он не понимает до конца о чем идет речь.
Если понимать прямо так, как понимают не проходившие этого опытно, чисто механически: то грех и дьявол могли увлекать помимо воли всех ветхозаветных святых и пророков. И тогда напрасно было бы ветхозаветным святым сопротивляться греху. Тогда напрасно бы Давид каялся в своем грехопадении. Тогда напрасно бы Бог призывал в ветхом завете через пророков оставить грехи и не творить их. В таком случае, каждый мог бы оправдаться тем, что он не может не грешить, так как грех и дьявол увлекают его помимо его воли. А он не может противиться им, так как нет еще искупительной Благодати, которую должен даровать Мессия.
В таком случае вообще становятся бессмысленными заповеди Божии и призывы к тому, чтобы люди перестали грешить, в ветхом завете и некрещенные. А наказания грешников в ветхом завете, в таком случае, вообще выглядят несправедливыми, как какое-то издевательство и садизм. Ибо наказывают тех, которые не могут не грешить, по причине власти над ними бесов и греха.
Это какое-то механическо-магическое понятие об избавлении от греха, которое может образоваться только вследствие неправильно-проходимой внутренней духовной жизни, вследствие механическо-магической веры и отношения ко всему тому, что дано в христианстве.
В таком случае Бог обманывал бы через пророка Исаию, когда призывал народ к покаянию. Ибо как они могли не делать больше грехи, если дьявол и грех владеет ими, помимо их воли увлекая в грех. — Бесполезно каяться и сопротивляться греху, если ты находишься под властью дьявола и греха, и Бог тебя не избавляет от этого, так как еще не произошло искупления.
Но вот Златоуст противоречит этому неверному понятию, приводя слова Самого Бога, которыми Он говорил через ветхозаветного пророка Исаии. Пророк Исаия, обращаясь к народу, призывает народ к покаянию, еще в ветхозаветный период времени:
«Постараемся же быть чистыми по мере сил наших; очистим себя от грехов. А как можно очиститься? Этому научает пророк, когда говорит: «омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис. 1:16). Что значит: «от очей Моих»? Иные кажутся непорочными, но только пред людьми, а пред Богом являются гробами, окрашенными. Потому (Бог) и говорит: очиститесь так, чтобы Я видел (вас чистыми). «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:17-18). Видишь, что наперед нам самим нужно очищать себя, а потом уже и Бог очищает нас? Он сначала сказал: «омойтесь, очиститесь»; а потом присовокупил: «как волну убелю». Итак, никто из людей, хотя бы дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться; хотя бы ты, говорит, приобрёл навык и даже вошёл в природу самого зла, не бойся. Для этого Он и берёт в пример краски, не легко выводимые, но входящие почти в самое существо вещей, и говорит, что Он обратит их в противоположное состояние. Не сказал просто: омою, но: «как снег убелю» и «как волну убелю», — чтобы подать нам благую надежду. Следовательно, велика сила покаяния, если оно делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души. Итак, постараемся сделаться чистыми; (Бог) не заповедует нам ничего трудного: «защищайте», — говорит Он, — «сироту, вступайтесь за вдову». Видишь ли, как часто и много Бог говорит о милостыне и о защищении обижаемых? Будем же совершать эти добрые дела, и мы благодатью Божией достигнем будущих благ, которых да сподобимся все мы во Христе Иисусе, Господе нашем.» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование к Евр.7:1-3).
Златоуст приводит слова пророка Исаии, с которыми он обращался к некрещенному ветхозаветному израильскому народу, еще до искупления. Златоуст только растолковывает, как их надо правильно понимать. Приводя эти слова из ветхозаветного периода времени, Златоуст этим самым свидетельствует о том, что каяться и исправляться мог народ и в ветхом завете, хотя еще и не было крещения и искупительной благодати, дарованной через Христа.
А если исходить из вашего неверного понятия, то получается, что все ветхозаветные святые, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Давид, Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и т.п. — совсем не святые, так как бесы просто ими игрались, по той причине, что еще не было искупления. И они не могли противиться ни бесам, ни страстям. Ведь еще не было не только крещения, а даже Христос еще не приходил, — не было искупления и дара крещенской спасительной благодати, дарованной миру через Христа.
Но. Действия благодати бывают различными. И в Ветхом завете люди могли сопротивляться страстям, чтобы они не овладевали ими, при помощи действий благодати, содействующей в борьбе со страстями. Но сделать так, чтобы страсть связать полностью и окончательно — это было даровано только искупительной Благодатью через Христа.
Находиться в состоянии борьбы со страстью и не дать ей овладеть собой, при помощи содействующей благодати в борьбе со страстями, — это то, что могут делать все неимеющие дара искупительной спасительной благодати.
А другое — это когда страсть полностью связывается даром благодати и не имеет уже никакой силы. Это и было даровано через Христа. Но действие это происходит не механически, а через правильно-проходимую борьбу со своими страстями.
Богом подается этот дар искупительной Благодати или в крещении, или непосредственно душе человека, по причине обстоятельств. Главное же при этом, в том и другом случае, — это истинное делание покаяния, правый настрой духа, способный к восприятию этого дара Благодати.
Если есть правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом, тогда соблюдается условие для получения дара искупительной Благодати. Если есть внешняя возможность, то Бог подает его через внешнее священнодействие. Если же нет такой возможности, то Бог подает этот дар Благодати непосредственно человеку.
Главное во всем этом — это соблюсти условие для получения этого дара Благодати. Этим условием, как я и сказал, является внутренняя духовная жизнь, направленная на правильно-проходимую борьбу со своими страстями, за чистоту своих чувств. Кто ее проходит, тому Бог все равно, каким-либо путем, как он Сам знает, подаст дар искупительной, спасительной Благодати, подаст душе спасение. Об есть здесь.