Аноним: А как понимается обрядоверие?
О.Серафим: В основании всего лежит вера, не как суеверие, не как самоуверенность, т. е. не вера, соединённая с самостью, а та вера, которая основывается на сокрушенном и смиренном духе перед Богом. Вот когда такая вера лежит в основании, вот тогда исполнение обрядов идёт на пользу человеку. Грех не в обряде, а в неправильном подходе, в неправильном отношении к этому. Если человек правильно к этому относится, как к средству, тогда он этим пользуется благоразумно, и это ему идёт во спасение души, из этого он старается вынести правильные чувства, верный настрой души. Он средства использует для того, чтобы возгреть в себе правильные чувства, верный душевный настрой, жизнь свою в чём-то греховном поменять. Тогда это идёт во спасение. А когда эти средства становятся самоцелью, то тогда уже начинается обрядоверие, фарисейство, законничество. Это уже неправость. Но неправильность не в средствах, а в отношении к ним, т. е. неправая вера. Неправое отношение к обрядам начинается тогда, — когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, попираются заповеди Божьи.
Поэтому обряды – это несущественные вопросы веры, которые могли быть, и были изменяемы в течение жизни Церкви. Основа была одна – благочестивый обряд, несший какую-либо христианскую, православную идею, мысль. Но детали, тонкости исполнения обряда, даже порой в одной местности, бывали разные. И ни кого это не смущало. Потому что это есть лишь средства, только лишь внешнее выражение наших внутренних чувств и понятий. И зацикливаться на этом, и в этом видеть смысл православия, нельзя. – Когда в этом начинают видеть православие или истинную веру, — то происходит подмена. То, что и произошло у нас в России. Отсюда и понимание у многих, что отступление от православия, это нарушение каких-то обрядов, каких-то внешних законов, предписаний. И если все так будут думать и веровать, то вот она – антихристова религия.
Всякий, отступивший от такого их «православия», — отступник, нарушитель закона! Что с ним делать? Казнить. Либо отлучить от синагоги, т.е. от церкви. Как в те времена, боясь отлучения, предали Христа, так и сейчас, предадут и предают Истину.
Сбываются слова святых, что под конец времён Истина совершенно исчезнет в понятиях и умах человеческих, путём подмены. Тьму будут называть светом, а свет тьмою. «Путем смешения понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И это есть, в сущности, «сатана, являющийся под образом ангела света » (2Кор.11:14). Таким образом, ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях, – и то незаметно для людей. Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непрерывно следят за собою, не попали ли они в некоторое смешение понятий. Самонадеянность легко бывает окрадываема и запутывается в сетях смешения» (свт . Филарет /Дроздов/, митр.Московский. Комментарий к творениям св.Григория Синаита).