Аноним: Прочитал в пророчестве Пелагеи Рязанской о неправильности крестного знамения. О. Серафим, можете объяснить о чем здесь речь и как правильно креститься?
Цитата: Пелагея предсказывала, что народ скоро не будет знать, как молиться, и не будет молиться. Она говорила, что скоро будет всемирная вера, и что наше духовенство для неё будет восстанавливать и готовить храмы! Сказала, что архиереи разрешат проповедовать у нас адвентистам седьмого дня, которые ад винтят и отрицают Животворящий Крест! Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть все двери антихристу.
Блаженная девица Пелагея говорила, что раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас — для ада! Священство и народ не знают, как перекреститься. Сделано всё умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят. Всё сделано священством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении!
Я знаю один такой случай, когда слепенькая Пелагея стала креститься и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то я хорошо помню, как она каялась! Она говорила, что большинство священства этого не понимают, за что и пойдут в ад! Крест — это символ победы над диаволом! И не только…
Блаженная Пелагея говорила, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — всё сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, говорила Пелагея, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом — значение Креста! А ведь многие не знают…
Священники подают пример народу — как жить без крестного знамения, говорила Пелагея слепенькая. Тем самым они предают народ сатане. Да и сколько тяжких грехов в народе?! А они молчат! Исключение — редкость.
Цитата: Он будет обличать духовенство в предательстве и измене, будет проповедовать на весь мир покаяние, — говорила угодница Божия пелагея, — Серафим Саровский объяснит всю историю, всё расскажет и будет обличать пастырей как младенцев, покажет им, как правильно креститься, и многое другое!… Даже евреи уверуют в батюшку Серафима, а через это — в господа Иисуса Христа! Представьте картину сияющего всему мира солнца!
О.Серафим: Это лже-святая, которая находилась в духовной прелести. И люди, не имеющие духовного видения и рассуждения, признают ее за святую. Это и есть свидетельство духовной слепоты современного народа. А ее пророчества – это лже-пророчества, в которых тьма смешана со светом, для удобнейшего обольщения. Поэтому, для тех людей, которые не могут отделить эту тьму от света, эти лже-пророчества кажутся истинными.
Одно из сильнейших искушений, на последние времена, это стремление лжи и тьмы во всем походить на истину. Так и антихрист когда придет, то он будет стараться во всем походить на Христа. Поэтому-то ложь и тьма, для того чтобы походить на истину, постоянно пытается смешивать тьму со светом, ложь с истинной. И тогда люди, которые духовно-слепы, легко улавливаются, принимая все это за свет и истину. Так происходит всеобщее обольщение народов, духами злобы поднебесной.
А здесь, в этих выражениях, вообще одна сплошная магия: «вся сила в крестном знамении… Я знаю один такой случай, когда слепенькая Пелагея стала креститься и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то я хорошо помню, как она каялась!.. Блаженная Пелагея говорила, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного – всё сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, говорила Пелагея, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом – значение Креста!..»
Здесь явно видно магическое отношение к христианским символам и знакам. То есть, имей такие-то христианские символы и знаки, совершай правильно крестное знамение, говори такие-то слова, и все это будет тебя очищать от грехов и страстей, и приближать к Богу. Получается, что все отличие христианства от магии, только в знаках, символах и словах. Но суть та же самая, дух тот же самый. Вся разница только во внешнем, в предметах веры. А вера та же самая, – механическо-магическая.
Такая вера в правильное крестное знамение, в символы и знаки, будет подогревать, в человеке, дух самоуверенности и самонадеянности. И человек на этом будет само-утверждаться. И этот дух будет восприниматься за истинную веру, которую надо возгревать, в себе, все более и более. А через воспитание этого духа, самости и гордыни, душа будет соединяться с падшими духами, с демонами. Ибо и они такого же духа. И тогда бесы могут дать человеку свои дары, бесовские, — так что он прикрываясь крестным знамением, христианскими символами и знаками, может при помощи всего этого начать творить бесовские чудеса. Это и есть бесовская ловушка для тех, кто не может отделить тьму от света.
В христианстве же наоборот, — все символы и знаки не сами по себе обладают силой Божественной благодати, а тогда, когда этому сопутствует правое чувство веры, в своем движении свободное от духа самости и гордыни, от первородного греха. То есть, когда в человеке есть дух сокрушенный и смиренный перед Богом, когда он через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями воспитывает добродетельные чувства, приобретает истинные добродетели, плоды духа.
И если нет стремления к приобретению истинных добродетелей, духа сокрушенного и смиренного перед Богом, в своей личной жизни, тогда вера во все христианские символы и знаки, обращается в магию. Ибо в основании магии стоит неправое чувство веры, соединенное с духом самости, – дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни, дух самоутверждения. И там, где ищется и воспитывается такой настрой духа, образуется магия, которая может прикрываться любыми внешними символами, знаками и одеждами, в том числе и христианскими, православными.
В магии так: сделай вот такое-то внешнее действие, скажи вот такие-то слова, и совершится сверхъестественное действие, или ты изменишься внутренне.
А в христианстве, общее положение таково: внутреннее изменение достигается только нравственным путем, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и первородным грехом, за чистоту своих чувств. Это процесс внутренней борьбы, в которой человек должен прийти к опытному ощущению и познанию своей немощи, чтобы получить избавление от Бога. Он должен в процессе борьбы со страстями воспитать в себе дух сокрушенный и смиренный перед Богом, перед Его Божественным промыслом. Он должен очистить свое естественное чувство веры от примеси духа самости и гордыни. Чтобы, таким образом, избавиться от неправого чувства веры, которое соединено с духом самоуверенности и самонадеянности, с духом самости и гордыни. И приобрести чувство веры, соединенное с сокрушенным и смиренным настроем духа перед Богом. Символы же и знаки, при этом, – это чисто внешние средства, и не более того.
Иногда из общего правила бывают исключения, когда Божественная благодать действует помимо веры человека. Но это называется призывающим действием Благодати, – для того, чтобы человека обратить на путь покаяния и спасения. Такое действие зависит только от воли Божией, – где и когда совершить такое действие, решает Сам Господь.
А общее положение и путь для всех таков: Божия благодать действует и содействует там, где есть истинное стремление к воспитанию верного душевного настроя, борьба за чистоту чувств; где есть правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание добродетельных чувств; где есть истинное смирение и сокрушение духа перед Богом.
При совершении крестного знамения надо обращать внимание не на внешнее действие, а на то, чтобы поиметь верные душевные чувства, — чувство смирения и сокрушения перед Богом.
Когда христианин исполняет какой-либо внешний обряд, то главное для него в этом, – это поиметь правильный настрой души, верные душевные чувства, для привлечения спасительной Благодати.
Исходя из его сосредоточенности на возгревании в себе чувств, обращенных к Богу, и исходит его отношение к обряду. То есть, у него-то, как раз, и будет благочестивое отношение к обряду. Но оно будет исходить не из магического отношения к обряду, не из зацикленности на обряде, не из магической веры в символы, знаки и обряды, а, как следствие, – из его настроя духа. Когда ищется главное, — верные добродетельные душевные чувства, — тогда и не происходит зацикления на обряде, на внешнем совершении крестного знамения. В таком случае он и остается только лишь как внешнее средство. То есть, обряду определяется свое место, ему подобающее, при искании и совершении главного – это возгревании добродетельных душевных чувств, обращенных к Богу.
Аноним: А как тогда объяснить что некоторым людям так сложно совершить крестное знамение как будто их за руку держат? Скажите, пожалуйста, откуда вообще стали известны правила осенения себя крестным знамением?
О.Серафим: В каких-то случаях бес может противиться, по причине одержимости человека. Но в этом благость Божия, что человек видит и ощущает потустороннюю силу. Это может его приводить к покаянию, к ощущению свой немощи и воплю к Богу о помощи. А где-то может по причине гордости, тщеславия (как на меня посмотрят, что обо мне скажут). А где-то может по той причине, что в этом нет нужды, в каком-либо случае.
Эти правила стали известны точно так же, как и обряды христианские. Но только, в итоге, кто-то впал в обрядоверие, зациклившись на внешнем обряде. А кто-то заботился о главном и существенном, о воспитании добродетельных душевных чувств, давая обрядам второстепенное значение.
Так же и здесь с крестным знамением. Кто-то по причине отсутствия правильно-проходимой борьбы со страстями зациклился на внешнем действии, возлагая надежду своего спасения на правильное совершение его. А кто-то, совершая крестное знамение, все внимание обратил не на внешнее его действие, а на возгревание и воспитание в себе добродетельных душевных чувств. И таким образом, внешнее совершение крестного знамения имело для него второстепенное значение.
Или же он использовал его только как внешнее средство для приведения себе на ум распятого Христа, и доведения себя до определенных душевных чувств: благоговения, страха Божия, сокрушения, упования и надежды на Бога, преданности Богу, решимости на борьбу с грехом и понуждения себя к добродетели.
Крестное знамение должно напоминать человеку о распятом Христе, который принес себя в жертву за грехи наши. А так же крестное знамение должно напоминать человеку о том внутреннем кресте скорбей, который он взялся нести в борьбе со своими греховными навыками, привычками и страстями. И если этой борьбы со страстями нет, то такое совершение крестного знамения становится пустым. А пустому, беспорядочному маханию, как говорит св.Златоуст, бесы радуются. То есть, они радуются тогда, когда человек совершает чисто внешне крестное знамение (и даже истово), а правильно-проходимой борьбы со страстями у него нет, борьбы за чистоту своих чувств, – нет.
То есть, любое внешнее обрядовое действие и крестное знамение, имеет только тогда свой смысл и значение, когда при этом есть воспитание истинных плодов духа, добродетельных душевных чувств. Но когда все внешнее есть, а этого внутреннего нет, тогда получается – лицемер, фарисей, обрядовер.