1. /
  2. Приготовительные недели к Великому...
  3. /
  4. Прощеное воскресенье, об изгнании...

Прощеное воскресенье, об изгнании Адама из Рая

Приготовительные недели к Великому посту.

Оглавление:
Евангелие и Толкования.
О прощеном воскресении.
Проповеди (видео и аудио).
Богослужение (видео и аудио).
Свт.Игнатий Брянчанинов
   Поучение в неделю сыропустную. Условие при вступлении в святую Четыредесятницу.
Свт.Феофан Затворник
   В Неделю сыропустную. Основное чувство сердца есть грусть: природа наша плачет о потерянном рае
   О деле памятования о том, откуда ниспали мы
   В пост в последний раз дано нам время на покаяние
   Слово в навечерие Прощеного воскресенья.
Изречения Святых Отцов

Евангелие:

И сказал Господь, / если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:14-21)

Краткие толкования:

«(Рим. 13, 11-14, 4; Мф.6, 14-21). “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом.» (свт.Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года»,  Неделя изгнания Адама из Рая).

» Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Снова учит нас не помнить о зле и напоминает нам об Отце, чтобы мы стыдились и не делались подобными зверям, будучи Его детьми.
     А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Ничего не ненавидит так кроткий Бог, как жестокость.
     Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. «Помрачение лица» есть бледность. Упрекает, когда кто-либо кажется не тем, каков есть, но притворно принимает мрачный вид.
     А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Как древние в знак радости помазывали себя елеем после омовения, так и ты показывай себя радующимся. Но под елеем разумеется и милостыня, а под главой нашей — Христос, которого должно умащать милостынями. «Умывать лице» — значит омывать чувства слезами.
     Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Изгнавши болезнь тщеславия, Господь далее говорит о нестяжании, ибо люди заботятся о приобретении многих имуществ по причине своего тщеславия, Он показывает бесполезность земного сокровища, потому что червь и тля истребляют пищу и одежды, а воры похищают золото и серебро. Затем, чтобы кто-либо не сказал: «не все же крадут», Он указывает, что хотя бы ничего подобного не было, но разве то самое, что ты пригвожден заботой о богатстве, не есть великое зло? Поэтому Господь и говорит:
     Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (блаж.Феофилакт, Толкование на Матф.6:14-21).
————-

О прощеном воскресении

О.Серафим:  Сегодня прощеное воскресенье, — день который напоминает нам о том, что мы должны просить прощения за свои личные грехи, которыми мы согрешили по отношению к нашим ближним, вольно или невольно.

Отвечают обыкновенно словами: Бог простит. Свидетельствуя этим, что я лично прощаю и не имею ничего лично против тебя, — что в моей душе нет чувства личной обиды, злопамятства по отношению к тебе. То есть, каждый из нас может простить только те грехи, которые были совершены лично против нас. К этому относятся только грехи, которые мы совершили по отношению к ближним.

И когда кто-то искренно просит прощения за эти грехи по отношению к ближним, то и Бог его прощает. Поэтому тот у кого просят прощения и говорит: Бог простит. 

Грехи же которые мы совершаем перед Богом, и которые нуждаются в прощении от Бога, — может прощать только Бог. К этому относятся все остальные грехи и страсти, которыми мы одержимы и не находимся в состоянии борьбы с ними. К этому относятся: ложное учение, неправые ложные понятия, которые имеют влияние на нашу нравственность, питая в нас наши страстные чувства, одержимость теми или иными страстями, отсутствие борьбы с ними.

Аноним Почему возникло Прощёное Воскресенье?

О.Серафим:  Это было связано с наступлением Великого поста.

Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23,24). То есть, если ты приносишь молитву Богу (чувство обращенное к Богу) на алтаре своего сердца, то по словам Господа, если ближний твой имеет что-то лично против тебя, то оставь молитву свою и сначала примирись с ним, попроси прощения (в чём ты согрешил против него, нарушив заповедь Божию), а потом уже приноси свою молитву, обращайся к Богу. — Это заповедь Божия.

И тогда уже входи в своё сердце, возгревай чувства на алтаре своего сердца, и обращай их к Богу.

Пока ты не примирился, ты не можешь принести чувства, обращённые к Богу. Потому что они осквернены злопамятством, обидой, недовольством, уязвленным самолюбием, самостно-гордостным духом. Если будешь приносить Господу чувства осквернённые этими страстями, то это не Ему будет жертва, а дьяволу, — это будет уже духовная прелесть, самообольщение. Вот для того, чтобы извергнуть из себя эти страстные чувства, а чувства приносимые Богу оставались чистыми, Господь и предписал это, — попросить прощения у ближнего; но только за то, что не противно воле Божией, божественным заповедям.

Так как нельзя просить прощения в том, что противно заповеди Божией, иначе ты станешь соучастником нечестия и зла, пойдешь против воли Божией. И ради примирения во зле станешь врагом Богу.  — Например, когда тебя склоняют или принуждают к нечестию или к греху, к зловерию, а ты не соглашаешься на это, не идешь у них на поводу. И они или кто-то за это обижаются на тебя; то в таком случае нельзя просить прощения за то, что ты не согласился с ними, хотя бы они за это и обиделись на тебя. Ибо в противном случае, это будет ложное смирение, соглашающееся на соучастие во зле или нечестии, лишь бы не обидеть ближнего. — Но это уже лукавое вовлечение человека во зло, под лукавым, благовидным предлогом прощения и незлобия, применяемым не к месту, не к времени, что надо мол простить, лишь бы не обижались на тебя. Но. Мы должны ненавидеть нечестие, грех, порок и страсти, и не соглашаться с ними или на соучастие в них, ни под какими лукавыми, благовидными предлогами, так как это является погибельным для души. И при этом, не иметь личной ненависти ни к кому.

Великим постом мы хотим встать на путь более внимательной и усиленной борьбы с нашими страстями, которыми мы согрешаем пред Богом; и исходя из этой борьбы и приносить уже нашу молитву к Богу. Вот потому и было установлено Прощёное Воскресенье. — Нужно просить прощения у тех, кого ты обидел, или у того, кто обижается лично на тебя. Если ты кого-то обидел, и он знает об этом, то нужно внешне показать человеку, что ты лично не имеешь против него ничего, попросить у него прощения. Если лично тебя кто-то обидел, то нужно исторгнуть из своего сердца злопамятность, чувство обиды или недовольства, ненависти или злобы, и показать этому человеку, что ты не обижаешься и не помнишь зла тебе сотворённого. То есть, необходимо постоянно вести борьбу с проявлениями этого духа в себе. Тогда совесть будет удовлетворяться, и ты как ребёнок, в простоте, можешь приносить молитву Богу, и Он её примет. И так всегда, в пост или не в пост. 

Так и в молитве «Отче наш», мы просим простить долги наши, как и мы прощаем всем должникам нашим, которые согрешили в чем-либо лично по отношению к нам. Мы показываем, что в настрое своей души не держим никакого страстного, греховного чувства по отношению к тому человеку, который согрешает лично против нас, — не осуждаем его, не ненавидим, не раздражаемся, не обижаемся. В молитве мы и говорим Господу, что мы в настрое нашего духа простили всем должникам нашим, кто согрешил лично против нас, поэтому и просим, чтобы Бог простил нас. Отсюда и условия для прощения Господом наших грехов, по отношению к ближним, – чтобы мы простили всех, т.е. поимели чувства незлобия, сострадательной любви, смирения и душевной простоты, к тем, кто согрешил в чем-либо лично по отношению к нам.

Хотите, чтобы Бог простил вас за ваши грехи по отношению к ближним? — Приобретайте настрой души свободный от страстных чувств, — от неприязни, обиды, недовольства, злопамятства. А вместо этих страстных чувств возгревайте чувство сокрушения и смирения, добродушия и сострадательной любви, чувство незлобия и душевной простоты. И тогда Бог простит вас, т. е. подаст дар Благодати и покроет все эти ваши грехи, по отношению к ближним. — Потому что ты незлобивый, в тебе есть сострадательная любовь, снисходительность и смирение, в твоих отношениях с ближними. Только в таком настрое духа, ты можешь встать на путь борьбы с остальными своими страстями, и проходимый пост будет угоден Богу. Вот почему перед началом поста – Прощеное Воскресенье.

Вот средства для спасения, они всегда при вас, вы можете всегда поиметь их, в любой момент времени, дня и ночи. Приобрести верные душевные чувства, правильно их направить по отношению к ближним, ко всем остальным, согрешающим лично против вас. Ваша судьба в ваших руках и вечность тоже! — Что посеешь, какие чувства посеешь и будешь взращивать в настрое своей души, — то их и пожнёшь там, за гробом.
—————

Проповеди (видео и аудио)

Проповедь 26.02.2023. О прощении тех, кто согрешил против меня

О прощении тех, кто согрешил против меня. Если я не прощаю, то кому от этого становится плохо? О душевной тяжести, и откуда берется ощущение, что жизнь тяжелая, и как сделать, чтобы она была легкая? О получении прощения от Бога. 
В Прощеное воскресенье, неделю изгнания Адама из Рая. Евангелие от Матф.6:14-21, Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.

О прощении в Прощеное воскресенье

О просьбе прощения у ближнего в Прощеное воскресенье. За какие грехи просится прощение. О злопамятности и прощении. / 5.03.2022г.

Аудио-проповедь 14.03.2021

О просьбе прощения у ближних. За что надо просить прощения, а за что нет. О словах Христа «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Пример Христа как он прощал и обличал, и как мы должны Ему в этом подражать. О ненависти к злым делам, и любви к душе. О победе души христианской, и о душевных чувствах необходимых для этого. Когда душа побеждает своих мучителей и убийц, а когда нет. Кто побеждает в ежедневных искушениях, а кто нет. О противостоянии злодеяниям злодеев, и христианских чувствах при этом. О чувствах необходимых в борьбе за правду и справедливость. Что надо прощать, а что нет. К чему приводит борьба за справедливость в неправом настрое духа. О заражении злом внутри себя, в процессе борьбы со злом, на примере сказки о драконе, и попавших во власть. Пример душевной победы трех отроков вавилонских. 
Прощеное воскресенье, неделя Изгнания Адама из Рая.

Аудио-проповедь 10.03.2019

Об изгнании Адама из Рая. Грусть-тоска по Раю. О просьбе прощения и прощении обид. О соблазне на добро. В чем и как надо просить прощение. Когда я не виноват. Как через прощение и смирение могут вовлекать в грех. Обличение зла, просьба прощения, и когда просить прощения нельзя. О чувствах обличающего грехи других. (40:38) Что такое пост, в чем его смысл. Об отношении к постной еде, и как через пост можно соединяться с демонами, становиться бесноватым.
Прощеное воскресенье. Изгнание Адама из Рая. Евангелие от Матфея 6:14-21, «Если вы будете прощать людям согрешения их».
————

Богослужение (видео и аудио)

Богослужение в неделю изгнания Адама из Рая — 26.02.2023

Наставление о молитве за богослужением. Начало обычное. Ектения Великая. Стихиры и Канон Изгнание Адама из Рая. Ектения Малая. Апостол Рим.13:11-14:4, и Евангелие Матф.6:14-21 (Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный). Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 26.02.2023.
————

Последование богослужения. Неделя изгнания Адама из Рая (текст)
————

Свт.Игнатий Брянчанинов

Поучение в неделю сыропустную. Условие при вступлении в святую Четыредесятницу.

Возлюбленные братия! Уже достигли мы самых врат святого поста! Уже они готовы отвориться перед нами! Уже, по законоположению святой Церкви, прочтено нам сегодня во святом Евангелии наставление Господа Нашего Иисуса Христа о правильном вступлении в подвиг поста.

 «Если вы будете прощать людям согрешения их, – возвещает ныне прочитанное евангельское учение – то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15). Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтобы жертва была благоприятна Богу.

Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий, – и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15). Аминь.

(Свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл. «Поучение в неделю сыропустную»).

Свт.Феофан Затворник

В Неделю сыропустную. Основное чувство сердца есть грусть: природа наша плачет о потерянном рае

Нынешний день Святая Церковь посвящает воспоминанию падения прародителей наших, и вы слышали, какие жалобные сетования влагает она в уста изгнанных из рая и сидевших прямо против него праотцов наших! Так живо было тогда чувство потери: рай был в виду и из него, может быть, доносились благоухания цветов и дерев, напоминавших о блаженной жизни, которую так недавно вкушали они в невинности. Нельзя было не сетовать праотцам нашим.

Но то было сетование не Адама и Евы; но сетовала природа человеческая падшая! Все силы души и все части тела издавали плач. Прародители передавали его только словом сетовавшей вместе с ними твари и будущему потомству. С той минуты сетование, плач и грусть сроднились с природою человеческою и стали составлять основной тон наших сердечных чувств и расположений. И кто из потомков первозданного, наследников падшей природы человеческой, не засвидетельствует сего собственным опытом?

В самом деле, мы любим повеселиться, но что значит, что, после самого полного веселия, душа погружается в грусть, забывая о всех утехах, от которых перед тем не помнила себя? Не то ли, что из глубины существа нашего дается знать душе, как ничтожны все эти увеселения сравнительно с тем блаженством, которое потеряно с потерею рая. Мы готовы радоваться с радующимися, но, как бы ни были разнообразны и велики предметы радостей человеческих, они не оставляют в нас глубокого следа и скоро забываются. Но если увидим мать, плачущую над умершим сыном, единственною своею опорою, или жену, раздирающуюся над могилою любимого мужа, скорбь глубоко прорезывает душу нашу и слово и образ сетующих неизгладимыми остаются в памяти нашей. Не значит ли и это, что скорбь ближе и сроднее нам, нежели радость? Вы слушаете пение или музыку; приятно, конечно; отзываются в душе веселые тона, но они скользят только на поверхности ее, не оставляя заметного в ней следа, между тем как тона грустные погружают душу в себя и надолго остаются ей памятными. Спросите путешественника, и он скажет вам, что из множества виденного выдаются из-за других у него в голове, преимущественно, такие предметы и места, которые погружали его в грустную задумчивость.

Этих примеров достаточно, кажется, в пояснение той мысли, что основное чувство нашего сердца есть грусть. Это значит то, что природа наша плачет о потерянном рае и, как бы мы ни покушались заглушить плач сей, он слышится в глубине сердца, наперекор всем одуряющим веселостям, и понятно говорит человеку: «Перестань веселиться в самозабвении; ты, падший, много потерял: поищи лучше, нет ли где способа воротить потерянное?»

Один язычник подслушал сей плач души человеческой и вот в какое иносказание облек он свою о том мысль! Какой-то мудрец старых лет ходил в уединенном месте, погруженный в размышление о судьбах человечества. Из сей задумчивости он выведен был вопросом: «Ты, верно, видел его? Скажи, куда пошел он; я устремлюсь вслед него и, может быть, настигну его». Обратившись, мудрец увидел девицу. На ней была одежда царских дочерей, но изношенная и изорванная. Лицо ее было мрачно и загорело, но черты его показывали бывшую некогда высокую красоту. Осмотрев странницу, мудрец спросил ее: «Что тебе нужно?» Она опять повторила: «Ты, верно, знаешь его, скажи, где и как мне найти его?» – «Но о чем это говоришь ты?» – сказал мудрец. «Ты разве не знаешь об этом, – отвечала дева. – Охма! А я думаю, что нет человека, который бы не знал о горе моем». Мудрец с участием спросил ее: «Скажи, в чем горе твое, и, может быть, я придумаю, как пособить тебе». – «Подумай и пособи, – отвечала она. – Вот что я скажу тебе. Я была в стране светлой, исполненной радости. Мне было там хорошо, как хорошо! Готовился брак… Жених мой, не помню черт лица его, был неописанной красоты… Уж все почти я забыла… но помню, что все уже было готово к браку, как вот кто-то пришел и говорил мне такие сладкие речи… Потом дал мне что-то выпить. Я выпила и тотчас впала в беспамятство или заснула. Проснувшись, – ах, лучше бы мне не просыпаться никогда! – проснувшись, я нашла себя на этой земле мрачной и душной. Где девалось то мое светлое жилище? Где мой жених и его радостные очи, я того не знала. На первых порах я только бегала в беспамятстве туда и сюда, рвала на себе волосы и била себя в грудь от сильной муки, томившей душу мою. Успокоившись немного, я решилась искать потерянное… И вот сколько уже времени хожу по земле и не нахожу того, «которого любит душа моя» (Песн.1:6). Днем спрашиваю солнце, а ночью луну и звезды, каждые сутки обходя кругом землю: «Не видали ль вы где того, кого ищет душа моя?» И они не дают мне ответа… Есть ли горы, где бы не слышался голос мой? Есть ли леса, где бы не раздавался вопль мой? Есть ли долины, которых бы не истоптала нога моя? Но вот сколько уже времени блуждаю, ища потерянного, и не нахожу. Но скажи, не знаешь ли и не слышал ли ты, где – то, о чем так тужит душа моя!» Мудрец подумал немного и сказал: «Если бы ты назвала мне имя жениха твоего и имя царства его и страны, где было светлое жилище твое, я указал бы тебе туда дорогу, а по тому, как ты говоришь, никто не может поруководить тебя! Разве не сжалится ли над тобою жених твой и не пошлет ли кого указать тебе дорогу в потерянное тобою блаженное жилище или не придет ли сам за тобою!» Сказав сие, мудрец отвернулся, а дева пошла далее снова искать необретаемого. Понятно, что значит это иносказание! Оно изображает душу, сетующую о потере рая и общения с Богом, ищущую Его и не находящую. Такова и всякая душа, таковы и наши души по естеству! Разница в чем? В том, что языческая душа только искала и искала, но не находила искомого, и язычник не мог далее идти! Разум встречается с ясными признаками – указателями падения и потери рая, но не умеет найти способа к восстановлению падшего и возвращению потерянного. Мы же, братия, не сыны ночи и тьмы, но сыны света и дня. У нас не может быть о том никакого недоумения. Мы знаем, что Господь и Спаситель Сам приходил на землю взыскать и спасти погибшего; Сам всех призывает к Себе: «придите ко Мне… и Я успокою вас» (Мф.11:28). «Вы потеряли Царство… Вот оно приблизилось! Покайтесь и веруйте во Евангелие, и Я возьму вас к Себе, и будете со Мною в раю, в обителях Отца Моего веселиться и вечерять». Так, братия, брак снова уготован. Господь Сам предлагает Себя в Жениха кающейся душе, для чего послал в мир невестоводителей, сначала Апостолов, а потом преемников их, чтобы они обручали Ему души человеческие, сетующие о потере тесного общения с Ним, представляя Ему их, посредством освятительных действий Церкви, девами чистыми, не имеющими скверны или порока или нечто от таковых. Благодарение Господу! Вот и нас призвали к браку! Вот и мы уже в невестнице Христовой, в Святой Церкви! Вот и наши души получили знак уневещения – обручение Святого Духа в Святых Таинствах, как бы обручальное кольцо! Что еще остается? Остается ожидать, когда отворится дверь, выйдет Жених и позовет нас к Себе, в вечные обители. Тогда возрадуется сердце наше, и радости нашей никто уже не возьмет от нас. О, даруй, Господи!

Но, братия, вам известны условия, на которых все сие – обещаемое – будет действительно нам даровано! Будет возвращен нам рай и брачное общение с Господом, если явимся чистыми и непорочными перед Ним, когда предстанем Ему по исходе от жития сего. Мы уже очищены в Крещении и сколько раз очищали себя в Покаянии. Но посмотрим на себя поближе: нет ли в нас еще каких пятен, обезображивающих лицо или одежды наши, и поспешим снова омыть их слезами покаяния. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2Кор.6:2). Настают дни очищения! Воспользуемся этим благоприятным временем! Ибо много согрешаем все. Если не у всякого есть смертные грехи, но все же есть грехи. Запылившийся в дороге хоть не то же, что упавший в грязь, но все же ему нельзя оставаться так. Надо и лицо умыть, и платье вычистить. Так и тем, которые идут путем жизни сей многособлазнительной, нельзя не запятнаться хотя чем-нибудь. Что бы это ни было и как бы малозначительным ни представлялось, нельзя того оставить на себе – надо очистить. Ибо Господь говорит, что в Царство Его не войдет ничто нечистое. Когда – ничто нечистое, значит, не только большая, но и малая нечистота преградит нам путь в Царство Божие… Имея это в виду, поревнуем очистить себя от всякой скверны плоти и духа в приближающиеся дни, чтобы не лишиться нам навсегда так благостно возвращаемого нам блаженного жилища. Аминь.

(Свт.Феофан Затворник, «Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту», гл.3).

(Выдержки из бесед)

О деле памятования о том, откуда ниспали мы

«Вспомни, откуда ты ниспал»! Так говорит Господь Ангелу Ефесской Церкви в Откровении Иоанна Богослова. Но помяни не легкомысленно и равнодушно, а так, чтобы в этом найти побуждение к покаянию и возвращению на прежние добрые дела. «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Апок.2:5). Вот эту заповедь следовало бы внушать непрестанно всякому человеку и всему человечеству падшему. Поминай первобытное блаженство первозданных, великое и неописанное, потерянное через падение, и тем раздражай в себе ревность и заботу к восстанию и возвращению себе потерянного. Так больной, поминая о приятном состоянии здоровья, усерднее желает выздоровления; пленный, помня отраду свободы, ищет освобождения; обедневший, помня покой довольства, всякие употребляет способы к тому, чтобы снова обогатиться. Думаю, что не было бы ни одного беспечного и нерадивого в своем спасении, если бы не оскудевала память: как хорошо было до падения и как худо стало по падении!

Конечно, память сия могла бы ввергать в отчаяние, если бы у нас не было под руками средств к тому, чтобы поправить свое состояние. Но вот попечительная благость Божия установила на земле образ восстания и приблизила его к нам, – образ восстания благонадежный, многими уже испытанный и показавший над ними дивную силу свою. В таком положении дело памятования о том, откуда ниспали мы, есть то же, что возбуждение жажды, когда перед глазами чистый источник воды, или возбуждение голода, когда перед глазами обильная трапеза. И вот намерение, с каким всякий год предлагается нам история падения прародителей, перед началом святого поста. Нам говорится через то: «Вспомните, каковы были вы прежде, какими стали теперь, и поревнуйте восстать! «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2Кор.6,2).

Но вот, будто наперекор Божиим о нас попечениям, из всех спасительных истин, мало поминаемых, меньше всего помнится наше падение, в лице прародителей. Как будто всему и быть так должно, как, есть. Жалости достойное забвение! Как, если бы царская дочь, будучи увлечена к низким делам и за то лишившись милости царя – отца и ниспадши в низкое состояние, до того обесчувствела, что забыла бы, что она не в своем месте и не в своем виде, было бы сие жалостно: и тем более, что и царский дом в виду, и способ умилостивления царя есть, и готовность царя опять принять дочь свою и возвратить ей все – известна и объявлена; в таком точно положении наша душа, созданная по образу и подобию Божию, когда она не содержит в мысли своей, какова была она первоначально и какою стала теперь, и не хочет воспользоваться дарованными ей средствами к возвращению в первое достоинство. Была она поставлена в свете ведения, а теперь окружена мраком неведения, сомнения и заблуждений. Была она исполнена мира помыслов, желаний и совести, а теперь в ней борьба помыслов с желаниями, помыслов же и желаний с совестью, борьба, от которой рана за раною. Был в ней сладкий покой и полное довольство, а теперь одна страсть за другою поражают сердце, в то самое время как удовлетворением страсти ожидает она достать себе самоуслаждение. От сего внутреннего нестроения и внешние горести, нужды, болезни, неудачи, нестроения. Это ли рай сладости, в котором следует быть тебе, душа, по роду твоему и назначению? Помяни же, откуда ниспала ты, и покайся! Неестественность настоящего нашего положения должен бы, кажется, чувствовать каждый, бедствуя целую жизнь и испытывая всякого рода неудобства и лишения; между тем бывает не то. Иные так сродняются со своим положением в падении, что и помышления не имеют о том, что сему не следовало бы быть, доказывают даже, что иначе и быть не должно. Какая жалость!

Жалки все, не чувствующие падения и не ищущие восстания. Тем больше жалки христиане и те, которые живут перед лицом христианства. Перед нами – дом спасения, и мы в нем причащались уже целительных сил, действующих в нем; жалко, если мы вышли из него, вкусив яств, сгубивших нас. Но еще более жалко, если, стоя вне, равнодушно смотрим на потерю и в беспечности не порываемся снова войти внутрь и насладиться тамошних благ: Будите же, братия, души свои, если они уснули. Будите, говоря: «Восстань, спящая и заморенная в грехах душа, восстань, и освятит тебя Христос! Была уже ты освящаема и знаешь, как велико блаженство освященных! Поревнуй снова о том же, и – восстань! «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!»…

В пост в последний раз дано нам время на покаяние

Святая Церковь приводит нам ныне на память падение прародителей. Цель у нее при сем и та, чтобы, помня, что состоим на месте изгнания, мы меньше ширились и высились, а более смирялись и сокрушались; но особенно та, чтобы, от падения прародителей переходя мыслию к своему личному падению, разгорались мы духом ревности к восстанию и возвращению того, что потеряно падением. Затем воспоминать сие и установлено перед началом святого поста, который есть по преимуществу время покаяния и самоисправления. В этом мы должны слышать нежный голос сострадательной о нас матери-Церкви, которым она будто возглашает к каждому из нас: «Пал ты? Встань! Вот отверзается тебе дверь поста и покаяния: ободрись, вступи с дерзновением и пойди сим поприщем без саможаления». Чад Церкви и не следовало бы много убеждать, чтобы вняли призыванию сему; но что делать нам с нерадивою и беспечною душою своею? Не слушает, или, слыша, не внимает, или, внявши, разными изворотами отговаривается от дела, к которому приглашают ее ради ее же блага. Войдемте же к душе своей и будем уговаривать ее не пропустить даром предлежащего поста, а воспользоваться им к покаянию и исправлению своему.

Как-то у нас так устроилось, что постом только мы немного и остепеняемся, постом только и находим попечительные о спасении помышления. В другое время мы позволяем себе вольности, иногда в очень широких размерах, не без греха, считая их безгрешными; а постом как-то сама собою отрезвляется мысль; желания признают законною обуздывающую их меру и покоряются ей, хоть не всегда без ропота. И заботы многие умолкают; а выступает на середину забота об едином на потребу, хотя, как запуганное дитя, робко предъявляя требования свои. Такое благонастроение обыкновенно навевает на нас святой пост; и трудно бы поверить, чтобы кто пропустил его бесплодно. Бывает, однако ж, так, что, несмотря на спасительное влияние поста, несмотря даже на чувствуемое во время его понуждение к самоисправлению, для иных он не причисляется ко дням спасения. Кому не нужно и кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает сии добрые движения…

До этого поста мы почти уже дожили – возблагодарим Господа за сию милость; но и воспользоваться ею поспешим со всею готовностью. Конечно, ради спасения нашего благоволил так Господь, несмотря на нашу нерадивую и беспечную жизнь. Срок жизни нашей не в нашей власти, а в распоряжении Божием. Господь же продляет или сокращает дни наши, судя по тому, можно ли ожидать от нас какого добра или нет. Нечестивые и грешные не доживут и до половины дней своих, то есть и половины не проживут того, сколько бы прожили, если бы угождали Богу. Всякий из нас в Церкви Божией, что дерево в саду: богоугодно живущие – это доброплодные древа, а нерадивые и беспечные суть то же, что древа бесплодные. Смотрит садовник на бесплодное дерево год, смотрит другой, смотрит третий, а потом срубает и в огонь бросает. Так бывает и с нами: ждет от нас Господь плода покаяния год, ждет другой и третий, а потом, видя, что от нас нет ничего доброго, предает в руки смерти и через нее препровождает к праведному воздаянию, ожидающему беспечных. Припомните притчу Спасителя о бесплодной смоковнице (Лк.13:6-9). Домовладыка говорит садовнику: «Вот третье лето прихожу и не вижу плода на этой смоковнице, посеки ее, зачем и место занимает?» Садовник упросил его оставить бесплодную еще на год, авось принесет плод; и если уж после того не принесет, тогда посечь. Это образ того, как милость Божия вымаливает у правды для нас, беспечных, год за годом в ожидании – не принесем ли, наконец, плодов покаяния? Ах, братия, кто знает: может быть, в последний уже раз дается нам пост сей! Может быть, даже теперь вокруг нас ходит правосудие и секирою своею, касаясь корня жизни нашей, требует посечения нас, бесплодных, а милость Божия умаливает его дать нам еще хоть этот пост: не покаемся ли, не исправим ли жизни своей и не сделаем ли потом какого добра. Поможем же милости превысить правду, отселе положив в сердце своем непременно в пост сей заняться собою как следует и выправить все неисправное в жизни нашей, в делах наших, в наших чувствах и намерениях. Вступая в пост, так и сложимся в мыслях, что это в последний раз дано нам время на покаяние; пропустим – не жди больше подобной милости. Заключим себя в сей тесноте, – что или труды покаяния, или смерть, и по смерти – Суд и мучение вечное! Авось отбежит сон беспечности и хоть чувство самосохранения возбудит дух к свойственной ему напряженности и живости действования! И чтобы это сильнее воздействовало на нас следующие слова Апостола да звучат постоянно в ушах наших: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4,5)…

Освободимся же от сих сетей, которыми нас, живых, уловляет сатана в свою волю. Послушаем лучше гласа апостольского, будящего нас от сна беспечности: «наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13:11,12). «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2Кор.6:2). «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Аминь.

 (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.10, 11).

Изречения Святых Отцов:

«Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтобы жертва была благоприятна Богу… Все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий, – и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл. «Поучение в неделю сыропустную»).

«Основное чувство нашего сердца есть грусть. Это значит то, что природа наша плачет о потерянном рае и, как бы мы ни покушались заглушить плач сей, он слышится в глубине сердца» (свт.Феофан Затворник, «Семь слов в недели приготовительные к Великому посту», гл.3).

«Душа была поставлена в свете ведения, а теперь окружена мраком неведения, сомнения и заблуждений. Была она исполнена мира помыслов, желаний и совести, а теперь в ней борьба помыслов с желаниями, помыслов же и желаний с совестью, борьба, от которой рана за раною. Был в ней сладкий покой и полное довольство, а теперь одна страсть за другою поражают сердце, в то самое время как удовлетворением страсти ожидает она достать себе самоуслаждение. От сего внутреннего нестроения и внешние горести, нужды, болезни, неудачи, нестроения. Это ли рай сладости, в котором следует быть тебе, душа, по роду твоему и назначению? Помяни же, откуда ниспала ты, и покайся! Неестественность настоящего нашего положения должен бы, кажется, чувствовать каждый, бедствуя целую жизнь и испытывая всякого рода неудобства и лишения; между тем бывает не то. Иные так сродняются со своим положением в падении, что и помышления не имеют о том, что сему не следовало бы быть, доказывают даже, что иначе и быть не должно. Какая жалость!» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.10).

«Жалки все, не чувствующие падения и не ищущие восстания… Будите же, братия, души свои, если они уснули. Будите, говоря: «Восстань, спящая и заморенная в грехах душа, восстань, и освятит тебя Христос!» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.10).

«Святая Церковь приводит нам ныне на память падение прародителей. Цель у нее при сем и та, чтобы, помня, что состоим на месте изгнания, мы меньше ширились и высились, а более смирялись и сокрушались; но особенно та, чтобы, от падения прародителей переходя мыслию к своему личному падению, разгорались мы духом ревности к восстанию и возвращению того, что потеряно падением. Затем воспоминать сие и установлено перед началом святого поста, который есть по преимуществу время покаяния и самоисправления. В этом мы должны слышать нежный голос сострадательной о нас матери-Церкви, которым она будто возглашает к каждому из нас: «Пал ты? Встань! Вот отверзается тебе дверь поста и покаяния: ободрись, вступи с дерзновением и пойди сим поприщем без саможаления». Чад Церкви и не следовало бы много убеждать, чтобы вняли призыванию сему; но что делать нам с нерадивою и беспечною душою своею? Не слушает, или, слыша, не внимает, или, внявши, разными изворотами отговаривается от дела, к которому приглашают ее ради ее же блага. Войдемте же к душе своей и будем уговаривать ее не пропустить даром предлежащего поста, а воспользоваться им к покаянию и исправлению своему.» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.11).

«Кому не нужно и кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает сии добрые движения» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.11).

«Пост есть по преимуществу время покаяния и самоисправления.» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.11).

«Всякий из нас в Церкви Божией, что дерево в саду: богоугодно живущие – это доброплодные древа, а нерадивые и беспечные суть то же, что древа бесплодные. Смотрит садовник на бесплодное дерево год, смотрит другой, смотрит третий, а потом срубает и в огонь бросает. Так бывает и с нами: ждет от нас Господь плода покаяния год, ждет другой и третий, а потом, видя, что от нас нет ничего доброго, предает в руки смерти и через нее препровождает к праведному воздаянию, ожидающему беспечных. Припомните притчу Спасителя о бесплодной смоковнице (Лк.13:6-9). Домовладыка говорит садовнику: «Вот третье лето прихожу и не вижу плода на этой смоковнице, посеки ее, зачем и место занимает?» Садовник упросил его оставить бесплодную еще на год, авось принесет плод; и если уж после того не принесет, тогда посечь. Это образ того, как милость Божия вымаливает у правды для нас, беспечных, год за годом в ожидании – не принесем ли, наконец, плодов покаяния?» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.11).

«Ах, братия, кто знает: может быть, в последний уже раз дается нам пост сей! Может быть, даже теперь вокруг нас ходит правосудие и секирою своею, касаясь корня жизни нашей, требует посечения нас, бесплодных, а милость Божия умаливает его дать нам еще хоть этот пост: не покаемся ли, не исправим ли жизни своей и не сделаем ли потом какого добра. Поможем же милости превысить правду, отселе положив в сердце своем непременно в пост сей заняться собою как следует и выправить все неисправное в жизни нашей, в делах наших, в наших чувствах и намерениях.» (Свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.11).


Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий