Утверждал ли Иисус Христос, что он – Бог?

Две тысячи лет назад человек по имени Иисус Христос ступил на нашу планету. И с тех пор наш мир стал совершенно иным. Люди по-прежнему спрашивают: «Кем был тот, кто изменил наше представление о Боге и о себе?». Иисус сделал радикальные заявления о своей личности и одновременно показал свое сострадание и кротость в миссии спасения нас от греха. Христос был загадкой для тех, кто видел и слышал его. Для простых людей он был великим врачевателем, исцеляющим слепых, глухих и калек. Униженным и отверженным он дал надежду. Для врагов он был самозванцем. Для учеников он был обещанным Мессией. Но утверждал ли Иисус, что он — Бог, как верят в это христиане? В основу христианства заложена вера в то, что Бог сошел на землю в Лице Своего сына, Иисуса Христа. Те, кто видели его и писали об Иисусе, называли его Творцом вселенной. Выросший в религиозной культуре многих богов, Рави Захария пишет об Иисусе Христе как полностью человеке и полностью Боге.

И вот перед нами человек из Назарета, утверждавший о своем небесном происхождении, и что Его Отцом является никто иной, как сам Бог, – сын, рожденный не в результате физического брака, и не из необходимости причастия, а как полнейшее воплощение Бога в вечном единении с Отцом.[1]

Как объясняет Пакер, «Евангелие говорит нам, что наш Творец стал нашим Искупителем.»[2] Поскольку данное убеждение является центральной линией Христианства, то отрицание божественности Иисуса Христа вонзает кинжал в сердце христианского учения. Но действительно ли Иисус заявлял, что он — Бог, или же его учение претерпело изменения со временем? Поскольку Иисус говорил на арамейском языке (диалекте иврита), нам нужно понять, что его заявления означали для его слушателей, говорящих по-арамейски. Как они отреагировали на его заявления? Поскольку его иудейская аудитория была погружена в Иудейское писание, нам нужно понять заявления Иисуса о себе в свете их учения о Боге.

Учил ли Иисус, что Бог един?

Библия говорит о Боге, как единственном Творце вселенной. Он бесконечный, вечный, всемогущественный, всезнающий, индивидуальный, праведный, любящий, справедливый и святой.  Он создал нас по Своему подобию и для собственной радости. По Библии, Бог создал нас для вечной связи с Собой (Об этой связи прочитайте дополнительно на . Когда Бог говорил с Моисеем у горящего терновника, за 1500 лет до рождения Христа, Он снова подтвердил, что Он – единственный Бог. Бог сказал Моисею, что Его зовут Яхве (Я ЕСТЬ). (Многие из нас знакомы с именем Иегова или ГОСПОДЬ.3) 
С тех времен основополагающим Писанием (Шема) для Иудаизма было:

«Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, БОГ наш, ГОСПОДЬ един есть». (Второзаконие 6:4)

Именно в такой мир монотеистических верований пришел Иисус Христос, стал проповедовать в нем и делать заявления, которые удивили всех, кто их слышал. И, как говорит Рэй Стедман, Иисус Христос является центральной темой Иудейских Писаний.

“В них, в образе живого, дышащего человека, предстает тот, кто отвечает всем символам и исполняет все пророчества Книги Бытия пророка Малахии. По мере того, как мы переходим от Старого Завета к Новому, мы обнаруживаем, что предметом внимания обоих заветов является одно лицо – Иисус Назарянин”.[4]

Но тот факт, что христиане верят в то, что Иисус есть Бог, а также в исполнение пророчеств Ветхого Завета, не означает, что он заявлял о себе как о Боге. Мы должны поставить вопрос так: приравнивал ли Иисус себя к Яхве, тому единственно истинному Богу, который говорил с Моисеем у горящего терновника? Чтобы узнать это, давайте поглубже посмотрим на имена, которыми Иисус называл себя, и что эти имена означали для его иудейских слушателей. За кого, по их мнению, выдавал себя Иисус?

Использовал ли Иисус Имя Бога для себя?

Когда Иисус Христос начал проповедовать свое учение, своими чудесами и радикальностью учения он сразу же привлек к себе огромные толпы людей, создав большой ажиотаж. С ростом его популярности у народа иудейские лидеры (фарисеи, саддукеи и книжники) стали воспринимать Христа как опасность. Они тотчас же начали искать пути, как заманить его в ловушку. Во время одного из споров в храме Иисус неожиданно заявил фарисеям, что он — “свет мира”. Почти немыслимо представить такую сцену, чтобы странствующий плотник, родом из нижней Галилеи, заявил этим ученым мужам с «докторской степенью» в религии, что он есть “свет мира”. Поскольку они считали, что Яхве есть свет мира, они в негодовании ответили ему:

“Ты сам о себе свидетельствуешь. Свидетельство твое не истинно.” (Иоанна 8:13).

Тогда Иисус сказал им, что 2000 лет тому назад, Авраам пророчествовал о нем. Последовал невероятный ответ:

“Тебе нет даже пятидесяти лет. Как можешь ты утверждать, что видел Авраама?” (Иоанна 8:57)

Тогда Иисус шокировал их еще больше словами, которых не осмелится произнести ни один смертный:

“Истина в том, что до Авраама, Я ЕСТЬ”. (Иоанна 8:58)

Как гром среди ясного дня этот вольнодумец-плотник, не имеющий ученых степеней в религии, заявил о своем вечном существовании. Более того, он назвал себя “Я ЕСТЬ” (ego eimi)5 — священным Именем Самого Бога! Эти эксперты религии посвятили всю свою жизнь Писаниям Старого Завета, в котором говорилось, что только Яхве есть Бог. Они знали Писание со слов пророка Исайи:

“Только я есть Бог. Другого Бога нет; не было и не будет. Я есть Господь, и нет другого Спасителя”. (Исаии, 43:10, 11)

Легко понять ярость тех, кто понял, что Иисус говорит о себе как о Боге. Поскольку за богохульство полагалась смерть через забивание камнями, разгневанные иудейские лидеры взяли камни с намерением убить Иисуса. На что Иисус мог бы им возразить: “Подождите! Вы меня не так поняли—я не Яхве”. Но, даже рискуя быть убитым, Иисус не изменил сказанного. Льюис объясняет их гнев: «Он говорит…”я порожден Одним Богом. До того как был Авраам, Я есть”, и помните, что означали слова “Я есть” на иврите. Они были именем Бога, которое нельзя было произносить человеку, их произношение означало смерть”.[6] Некоторые, возможно, поспорят, что это был единичный случай и что Иисус никогда не собирался брать святое имя Бога себе. Но Иисус, говоря о себе, произнес “Я ЕСТЬ” несколько раз. Представьте их реакцию, когда они услышали остальные радикальные заявления Иисуса Христа:

  • “Я есть свет мира” (Иоанна 8:12)
  • “Я есть путь, истина и жизнь” (Иоанна 14:6)
  • “Я есть единственный путь к Отцу” (Иоанна 14:6)
  • “Я есть воскресение и жизнь” (Иоанна 11:25)
  • “Я есть Добрый Пастырь” (Иоанна 10:11)
  • “Я есть дверь” (Иоанна 10:9)
  • “Я есть живой хлеб” (Иоанна 6:51)
  • “Я есть истинная виноградная лоза” (Иоанна 15:1)
  • “Я есть Альфа и Омега” Откровение 1:7,8)

Как замечает Льюис, если бы эти заявления не исходили от Самого Бога, Иисуса посчитали бы сумасшедшим. Но слушавшие Иисуса поверили ему именно благодаря творимым им сострадательным чудесам. Более того, они были удивлены его мудростью и авторитетностью учения. Иисус называл себя «Сыном человеческим» и «Сыном Божьим» несколько раз. Давайте посмотрим значение этих имен в контексте того, как их понимали иудеи, слушавшие его.

Что Иисус подразумевал под Сыном человеческим?

В Новом Завете Иисус более восьмидесяти раз называет себя «Сыном Человеческим». Итак, что подразумевал Иисус под Сыном Человеческим и что это означало для иудеев, слушавших его? Пакер пишет, что имя “Сын человеческий” относится к роли Иисуса Христа как Царя-Спасителя, исполнившего мессианское пророчество 53 в книге пророка Исайи.[7] Это наиболее полный пророческий отрывок о пришествии Мессии, который ясно описывает его как страдающего Спасителя. Исайя также называет Мессию “Могущественным Богом”, “Вечным Отцом”, Князем мира”, Исайя 9:6), указывая на то, что Мессия будет как человек, так и Бог. Из контекста, похоже, ясно, что Иисус называл себя так в исполнение пророчества Даниила о “сыне человеческом”. Даниил пророчествует, что “сын человеческий” получит власть над человечеством, и ему будут поклоняться:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему.» (Книга пророка Даниила 7:13, 14)

Иисус сказал, что когда он вернется на землю, он выполнит пророчество Даниила о Сыне человеческом.

И тогда все увидят Сына человеческого в облаках во власти и великой славе” (Луки 21:27).

Так кто же этот “сын человеческий” и почему ему поклоняются, когда поклоняться должны только Богу одному? Оба заявления, что он — «Я ЕСТЬ» и что он — Сын человеческий, указывают на его божественность.

Что Иисус подразумевал под Сыном Божьим?

Иисус также утверждал, что он — “Сын Божий”. Это имя не означает, что Иисус есть биологический Сын Бога. Оно также не означает подчиненность, как и сын человека по существу не является подчиненным своего отца. У сына с отцом схожие ДНК, и хотя сын отличается от отца, они оба мужчины. Исследователи говорят, что термин “Сын Божий” в первичных языках означал сходство, или “одного порядка”. Иисус имел ввиду, что он по сути божественен, или, говоря языком 21-го века, имеет “ДНК Бога”. Профессор Питер Крифт дает следующее объяснение. “Что Иисус имел в виду, называя себя “Сыном Божьим?” Сын человека есть человек. (И «сын» и «человек» в традиционном смысле означают в равной степени и мужчину, и женщину.) Сын обезьяны есть обезьяна. Сын собаки есть собака. Сын акулы есть акула. И сын Бога есть Бог. “Сын Божий” есть божественное имя”.[8] Иисус постоянно говорил о своем Отце как Боге. В стихе 17 от Иоанна, Иисус говорит об Отце как «единственном настоящем Боге». Но в этом же отрывке Иисус говорит о славе, которую разделяли он и его Отец до начала мира. Как мог Иисус существовать вечно вместе с Отцом? Это возможно только при условии, что он вместе со своим Отцом имел одну и ту же божественную суть. Пакер объясняет, что Иисус подразумевал под именем «Сын Божий».

Поэтому, когда в Библии Иисус провозглашается Сыном Божьим, такое утверждение означает его явную личную божественность”.[9]

То, что Иисус называл себя «Я ЕСТЬ», «Сын человеческий» и «Сын Божий», указывает на тот факт, что он приравнивал себя к Богу. Именно таким образом понимали его иудейские старейшины. Но если Иисус действительно выдавал себя за Бога, то дал ли он понять это какими-то другими способами? Чтобы узнать, нам нужно посмотреть на поступки Иисуса в течение его трехлетнего служения. Говорил ли и действовал ли Иисус со всей властью Бога? Или же он просто говорил от имени Бога как Моисей и другие пророки?

Как Иисус мог прощать грехи?

В иудейской религии, прощать грехи может только Бог. Прощение всегда носит личностный характер; простить может только тот, кого обидели или оскорбили, особенно, если обиженным Лицом является Бог. Но в нескольких случаях Иисус действовал как будто он – Бог, прощая грешников. Такое сногсшибательное заявление о прощении грехов никогда в прошлом не делал ни один из пророков. Оно привело в неистовство иудейских первосвященников, ставших свидетелями прощения Иисусом грехов разбитого параличом. Марк описывает этот случай. «Что он так богохульствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (Марка 2:7)! Это один из моментов; ни один человек не имеет права или власти говорить от имени Бога, когда речь идет о прощении грехов. Льюис представляет, насколько были поражены все те, кто слышал Иисуса:

“Затем наступает настоящий шок”, писал Льюис: “что среди этих иудеев вдруг появляется человек, который со всеми вокруг разговаривает так, как будто он Бог. Он утверждает, что прощает грехи. Говорит, что Он существовал всегда. Говорит, что придет судить людей, когда настанет конец света. Здесь нужно прояснить следующее. Среди пантеистов, например, индийцев, любой мог сказать, что он – часть Бога, или един с Богом… Но этот человек, будучи иудеем, не мог иметь в виду такого Бога. На их языке Бог означал Существо вне этого мира, которое создало этот мир и было бесконечно отличным от всего прочего. И когда вы проникнетесь этой концепцией, вам станет понятно, что то, что говорил этот человек, было самым шокирующим заявлением всех времен”.[10]

Что Иисус подразумевал, говоря о «Единстве с Богом»?

Слушавшие Иисуса замечали его моральное совершенство, и видя сотворенные им чудеса, задумывались, не есть ли он давно обещанный Мессия. Наконец, его противники, окружив его в храме, спросили: “Как долго будешь держать нас в неведении? Если ты — Мессия, то так и скажи”. Иисус ответил: “Подтверждение того, что я делаю, в том, что я делаю во имя Отца”. Он сравнил своих учеников с овцами: “Я даю им вечную жизнь, и они никогда не погибнут”. Затем он открыл им, что “Отец – величайший из всех”, и что его дела совершались “по воле Отца”. Кротость Иисуса должно быть была обезоруживающей. Но затем Иисус потряс их, сказав, (Иоанна 10:25-30)

“Отец и я едины”.

Некоторые считают, что Иисус всего лишь заявлял о своем согласии с Богом. Но если Иисус подразумевал, что он находится всего лишь в согласии с Бором, то почему в ответ ему иудеи взялись за камни, чтобы убить его? Их понимание заявления Иисуса о единстве со своим Отцом стало ясно из следующего разговора. Тогда Иисус спросил их: “По воле Отца я сделал многое, чтобы помочь людям. За какое из этих добрых дел вы собираетесь убить меня?” Они отвечали: “Не за хорошие дела; а за богохульство, потому, что ты, простой смертный, посмел сделать себя Богом.” (Иоанна 10:33).

Был ли Иисус образом Бога?

Когда Иисус готовил своих учеников к своей смерти на кресте и последующему уходу, Фома спросил его, куда он направится, и какой путь ведет туда. Иисус отвечал Фоме:

“Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.» (Иоанна 14:5-9)

Ученики были в замешательстве. Затем заговорил Филипп, прося Иисуса “показать нам Отца”. Иисус ответил на вопрос Филиппа следующими шокирующими словами:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца!»

Фактически, Иисус говорил: “Филипп, если ты хочешь увидеть Отца, посмотри на меня!”
В главе 17 от Иоанна Иисус открывает, что это единство с Отцом существовало в вечном прошлом, “до начала мира”. Со слов Иисуса, он всегда разделял саму славу и сущность Божию. Потрясающие слова Иисуса удивили не только врагов Иисуса. Джон Пайпер замечает:

“Как друзья, так и враги Иисуса Христа вновь и вновь поражались тому, что он говорил и совершал. Идя вместе со всеми, как обычный человек, он вдруг оборачивался и говорил: «До того, как был Авраам, Я есть». Или, «если вы видели меня, видели и Отца». Или, совершенно спокойно, будучи обвиненным в богохульстве, он говорил «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Мертвым он мог просто сказать «Поднимись» или «Встань». И они исполняли его волю. Штормам на море он повелевал «Успокойтесь». А одному хлебу — говорил «Накорми тысячи людей». И это тотчас исполнялось”.[11]

Почему Иисус Христос принял поклонение себе?

Для Иудейского Писания нет ничего более основополагающего, чем тот факт, что поклоняться следует только Богу. Фактически, первая из Десяти заповедей гласит: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” (Исход 20:3). Таким образом, самый страшный грех, который мог совершить иудей — это поклоняться какому-либо существу, как Богу, или принимать поклонение. Поэтому, если Иисус не Бог, то принятие поклонения было бы богохульством для него. Именно поэтому слова его ученика, Фомы, имеют такое значение. После воскресения Христа ученики сказали Фоме, что видели Господа живым (Иоанна 20:24-29). Фома же высмеял их, сказав, что поверит в это только тогда, когда прикоснется к ранам от гвоздей на руках Иисуса и на его пронзенной груди. Спустя восемь дней все ученики находились вместе в запертой комнате, когда Христос неожиданно явился пред ними. Иисус посмотрел на Фому и сказал ему: «Прикоснись здесь и посмотри на мои руки. Прикоснись рукой к моей ране на груди.» Фома не нуждался более в доказательствах. Он тотчас же поверил и воскликнул:

«Господь мой Бог!»

Фома мог бы просто назвать его «Господом». Но он называет Иисуса «Богом» и поклоняется ему. Если Иисус не Бог, он обязательно сразу должен был бы упрекнуть Фому. Но вместо порицания Фомы за поклонение ему как Богу, Христос похвалил его:

«Ты веруешь, потому что видел меня. Благословенны те, кто не видели меня, но веруют».

Христос принял поклонение в девяти случаях, которые были описаны. В контексте иудейской веры принятие поклонения Иисусом говорит многое о его заявлении о собственной божественности. Но ученики Христа смогли понять весь смысл его заявлений только после его вознесения на небеса. Прежде чем Иисус покинул землю, он наказал апостолам «крестить новых учеников во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Матфея 28:19), поставив и Святого Духа, и себя на один уровень с Отцом. [12]

Был ли Иисус Альфой и Омегой?

Когда апостол Иоанн находился в изгнании на острове Патмос, Иисус открыл ему в видении, что произойдет в последние дни. В видении Иоанн описывает следующую невероятную сцену: «Смотрите! Он спускается с небес. И его увидят все — даже те, кто пронзили его…»Я есть Альфа и Омега — начало и конец», говорит Господь Бог. «Я есть тот, кто есть сейчас, кто был всегда и кто еще придет, Всемогущий.» Так кто же он, кого зовут «Альфа и Омега», «Господь Бог», «Всемогущий»? Нам сказали, что он «пронзен». Ведь Иисус был пронзен на кресте. Затем Иоанн видит Иисуса на престоле, судящим всех людей. «И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем. . . . И сказал мне. . . Я есть Альфа и Омега, начало и конец.» (Откровение 20:11; 21:6) Это Господь Иисус Христос правит с великого белого престола. Иисус уже сказал своим ученикам, что будет последним судьей людей. И затем Иисус снимает все сомнения относительно того, Бог ли он. «Побеждающие наследует все, и буду им Богом, и они будут Мне детьми.» (Откровение 21:7) Итак, утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог? Он утверждал это, называя себя «Я ЕСТЬ». Он утверждал это, называя себя Сыном человеческим. Он утверждал это, называя себя Сыном Божьим. Он утверждал это, прощая грехи. Он утверждал это, принимая поклонение. И он утверждал это здесь в Откровении сказав, что «Я буду их Богом». Льюиз заключает, что Иисус Христос действительно и Бог, и человек.

«Что стоит вне пространства и времени; что не было сотворено; вечно; вошло в мир; спустилось в собственную вселенную, и вознеслось опять». [13]

Почему Бог пришел на землю?

Спрашивается: “Почему?” «Почему Бог должен спускаться в собственное творение, чтобы стать одним из нас?» В стихе 3:16 от Иоанна мы получаем ответ:

Потому, что именно так Бог любит мир: Он отдал своего единственного Сына, чтобы те, кто верует в него, не погибли, а обрели жизнь вечную.

Другими словами, именно благодаря великой любви Бога к нам Иисус Христос пришел на землю, стал человеком и умер за нас на кресте. Благодаря его смерти наши грехи прощены, а его воскрешение заверяет нас в вечной жизни с ним. Потрясающая правда в том, что наш любящий Творец желает иметь с нами личную связь, которая будет вечной. Льюис обнаружил, что личная связь с Иисусом Христом наполнила его жизнь смыслом, целью и радостью, которые превзошли все его мечты. Но этот выбор каждый из нас должен сделать для себя. Льюис никогда не пожалел о своем выборе. А вы? Вы сделали свой выбор? Одни считают, что быть христианином — значит следовать некоторому списку правил. Другие думают, что нужно ходить в церковь, чтобы быть христианином. Но что же в действительности Иисус сказал о Боге, о себе и о нас? Нажмите здесь, чтобы узнать, какое послание Иисус Христос оставил лично вам, в статье “Почему Иисус?”

«Верили ли апостолы, что Иисус Христос — Бог?»

Если Иисус был Богом, то, наверное, следует ожидать, что его ближайшие последователи провозгласили его божеством в своих письменных свидетельствах. «Действительно ли апостолы верили, что Иисус Христос — Бог?» Нажмите здесь, чтобы узнать.


Источник: http://y-jesus.org/russian/print/

 

Ссылки:

  1. Ravi Zacharias, Jesus among Other Gods (Nashville: Word, 2000), 39.
  2. J. I. Packer, Knowing God (Downers Grove, IL: Intervarsity, 1993), 189.
  3. The Hebrew scriptures sometimes join Yahweh (Jehovah) with an additional word to emphasize God’s dealing with man. “Yahweh Elohim” and “adonai Yahweh” are translated “Lord God,” and “Yahweh sabaoth” is translated “Lord of hosts.” (C.I scofield, The scofield Reference bible  (New York: Oxford University Press, 1996), 6, 983.
  4. Ray C. stedman, adventuring Through the bible (Grand Rapids, MI: Discovery House, 1997), 479.
  5. Ego eimi is the Greek equivalent of the Hebrew name Isaiah used to describe God in Isaiah 43:10, 11. Dr. James White notes, “The closest and most logical connection between John’s usage of ego eimi and the Old Testament is to be found in the septuagint rendering of a particular Hebrew phrase, ani hu in the writings (primarily) of Isaiah. The septuagint translates the Hebrew phrase ani hu as ego eimi in Isaiah 41:4, 43:10 and 46:4.” )
  6. C. s. Lewis, God in the Dock (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2,000), 157.
  7. Packer, 198.
  8. Why I am a Christian, Norman L. Geisler, Paul K. Hoffman, eds, “Why I believe Jesus is the son of God” (Grand Rapids, MI: baker books, 2001), 223.
  9. Packer, 57.
  10. C.s. Lewis, Mere Christianity (san Francisco: HarperCollins, 1972), 51.
  11. John Piper, The Pleasures of God (sisters, OR: Multnomah, 2000), 35.
  12. Christians believe that there is one God who exists in three distinct, equal Persons: the Father, the son, and the Holy spirit (trinity). No earthly analogy can adequately explain how one God can exist as three Persons. However, two scientific examples illustrate how one entity can exist in multiple forms. 1. Light exists as a duality, appearing in nature as both a wave and a particle. 2. The H20 molecule is one essence, yet exists as steam, water, and ice. The God of the bible, however, is beyond our full comprehension, being infinite, eternal, immutable, omniscient, omnipresent, and omnipotent.
  13. Lewis, God in the Dock, 80.
avatar
  Подписаться  
Уведомление о