Не мир пришел Я принести, но меч?

Оглавление:
  Как понимать слова «Если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).
  «Не мир пришел Я принести, но меч. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:34).
  Что значат слова Христа «Блажен кто не соблазнится о мне» (Матф.11:6).
  Что означают мехи ветхие (Матф.9:17).
  Не течет из одного источника сладкая и горькая вода.


Как понимать слова «Если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).

Вот здесь Христос тоже говорит, что надо возненавидеть: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26). Но, неверно из этих слов делать вывод, что надо возненавидеть всех своих родственников. И только тогда, мол, можно стать учеником Христовым.

Если так прямо толковать эти слова Христовы, то христианское учение получится какое-то человеконенавистническое.

Но здесь речь идет об ином, – речь только о том, когда мои близкие влекут меня к нечестию, к нарушению заповедей Божиих, то вот только тогда и надо ненавидеть то нечестие, к которому они влекут и не идти у них на поводу, а выбирать сохранение заповеди Божией, удовлетворение совести. Вот здесь и получается, что в таком случае любовь к заповеди Божией, к Богу, должна быть больше любви к самому близкому человеку, когда он влечет меня к нечестию. Ибо в таком случае, я не должен идти на поводу у самого близкого человека, под предлогом любви к нему, а должен выбрать сохранение заповеди Божией, под предлогом любви к Богу.

«Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2, 51), несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19, 26-27). Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4, 5-7), и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4, 30). Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, – тот не может быть учеником Христовым» (блаж.Феофилакт, толкование на Лук.14:26).

Меч, который отделяет добро от зла, тех которые последуют благочестию от тех, которые последуют нечестию.

К примеру, если домашние влекут стать коммунистом или путинистом, то должно не идти на поводу у них. Отсюда и получится то, что между вами пройдет как бы меч, разделяющий вас в духе. И в таком случае домашние могут стать как бы врагами, когда они будут вынуждать принять коммунистическую идеологию, а вы не будете идти у них на поводу. А они могут от этого поиметь к вам чувство неприязни.

То есть, здесь речь о каких-то случаях, когда ближние влекут к какому-либо нечестию, то не должно идти у них на поводу.

«Не мир пришел Я принести, но меч. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:34)

Аноним:  Можете прокомментировать данное выражение? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

О.Серафим: Исполнение заповеди Божией, удовлетворение совести, истинная христианская нравственность должны быть предпочитаемы всему. – Когда случаются такие обстоятельства, что нужно выбрать между тем, чего хотят самые близкие, родственники, и тем, чего требует совесть, нравственный поступок или заповедь Божия, тогда надо выбирать – совесть, нравственность, заповедь Божию, а не то, чего хочет кто-то из близких, родственников.

Когда близкие родственники хотят от тебя то, что противно совести, нравственности, заповеди Божией, то не надо идти у них на поводу. Ибо надо любить удовлетворение совести, истинную нравственность, заповедь Божию более нежели то нечестие, в которое пытаются втянуть близкие родственники.

А отсюда уже и происходят разделения, как некий меч, разделяющий благочестие от нечестия, – когда кто-то из родственников влечет другого в какое-либо нечестие, на то, что ведет к топтанию и сжиганию своей совести, то не надо на это идти и соглашаться. Вот тогда и могут происходить разделения между родственниками, как некий меч, отделяющий злодеяние от добродетели.

Вот обо всем этом и идет речь в словах Христа. Так всегда Святые Отцы и понимали эти изречения Христа.

Что значат слова Христа «Блажен кто не соблазнится о мне» (Матф.11:6)

Аноним: Батюшка как понять: Блажен кто не соблазнится о мне (Матф.11:6).

О.Серафим:  Соблазниться, в данном случае, – это отступить от Христа, по причине наветов, клеветы, лжи, которые распространяются и будут распространяться на Христа и христианство.

Так под конец времен Христос говорит, что многие отрекутся от Христа и христианства: “Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга” (Матф.24:9,10). И так будет происходить по причине распространения лжи и клеветы на Христа и христианство. По причине великого множества так называемых христиан, православных, которые не будут иметь духа жизни христианской, а будут, погрязая в нечестии, иметь видимость благочестия, фарисейский дух.

Что означают мехи ветхие (Матф.9:17)

Аноним:  Батюшка поясните ….. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит старое лучше. Что хотел сказать Господь этой притчей?………… никто не вливает молодого вина в мехи ветхие…….То есть благодать….Не может задержатся в ветхом человеке….пока в нем страсти ……. но молодое вино должно вливать в мехи новые;………То есть с человеком вставшим на борьбу ……С СОКРУШЕННЫМ СМИРЕННЫМ ДУХОМ….ТАК …..ИЛИ

О.Серафим:  Душа – мехи. Страсти – дырки в этих мехах. Через эти дыры благодать вытекает и не может удержаться в душе.

Добродетели – обновляют душу и помогают удерживать благодать. То есть, мехи становятся новыми без дыр, – душа обновляется, и благодать входя в душу остается в ней, не вытекает.

Как учат Св.Отцы: добродетели – сосуды или вместилища благодати.

Страсти – плохие душевные привычки в душевных движениях (в чувствах, желаниях).

Добродетели – хорошие душевные привычки в душевных движениях (в чувствах, желаниях).

Нужно плохие душевные привычки заменить на хорошие, в чувствах, желаниях. Тогда произойдет обновление души, и благодать будет постоянно оставаться в душе, спасительно для нее.

Так же об этом есть здесь.

Не течет из одного источника сладкая и горькая вода

Аноним: Батюшка, что значит цитата из Евангелия, «не течет из одного источника сладкая и горькая вода»?

О.Серафим: Подразумевает истину и ложь, тьму страстей и свет добродетелей.

Если в сердце нет истины, то оно не может ее возвещать так как надо.

Если сердце объято страстями, то оно не может правильно научить истинной добродетели.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о